Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Православное отношение к предпринимательству

kupolaБыло бы неверным разделить две сферы человеческого бытия – материальную и духовную – и сказать, что православное мировоззрение, провозглашая примат духовного, лишает материальную, трудовую деятельность человека духовного значения. Православное понимание требует духовного осмысления, придания духовного значения всем сторонам человеческой деятельности. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подчёркивает: «По-настоящему деловой человек всегда помнит, что прибыль – это лишь средство для продолжения и развития своего дела на пользу ближним. Главным же смыслом своих трудов мы должны видеть служение Богу, ближнему и Отечеству через созидание необходимых для достойной жизни духовных и материальных благ. В этом главное отличие православной социально-экономической этики и понимания нами концепции «Общего блага» от небезызвестной «этики капитализма».

Предстоятель приводит слова русского философа Николая Бердяева: «Вопрос о хлебе для меня есть вопрос материальный, но вопрос о хлебе для моих ближних, для всех людей есть духовный, религиозный вопрос».

В основе предпринимательской деятельности лежит частная инициатива, стремление реализовать свои замыслы, создать что-то новое. На этом пути – много опасностей не только материального, но и духовного плана. опасности связаны с тем, что человек выберет в качестве главного мотива своего движения.

Святитель Феофан Затворник (1815-1894 гг.) в работе «Об исправлении сердца» пишет: «Семя всего нравственного зла – самолюбие. Оно лежит на самом дне сердца. Человек по назначению своему должен бы забывать себя в своей жизни и деятельности, должен бы жить только для Бога и людей. Освящая свою деятельность возношением ее как благодарственной жертвы к Богу-Спасителю, он должен бы всю ее простирать на пользу ближних и на них же изливать все, что бы ни получил от Щедродавца-Бога. Одно здесь не бывает без другого: нельзя любить Бога, не любя ближних, и нельзя любить ближних, не любя Бога, — равно как, любя Бога и ближних, не обойтись без самопожертвования и подвига. Но когда человек останавливается на одном себе, и делает себя средоточием, к которому направляет все, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних. Вот корень греха! Вот семя всего нравственного зла!..».

Святитель видит, что семя самолюбия развивается в трех видах: в самовозношении, в своекорыстии, в любви к наслаждениям (человек говорит: «хочу жить в свое удовольствие»).

Не это ли три главных соблазна и три главных опасности для предпринимателя?

«Личная польза, интерес – это коренная пружина, везде и всегда приводящая в быстрое движение все его существо.

Его собственность дороже ему самого себя, дороже людей и Божественных постановлений. Душа его как бы поглощается вещами и живет даже не собою, а ими.

Вот сила и область второй отрасли злого семени – самолюбия! И у кого из нас нет каких-нибудь вещей, с которыми расстаться столь же больно, как потерять самое сердце – расстаться со счастием?».

Стремление к выгоде – главный движущий мотив современной рыночной экономики. Выгода это сбережение собственных сил и времени при достижении определенного уровня личного благосостояния. Обеспечение выгоды в экономической жизни позволяет получить и больше свободного времени для реализации потребностей.

Но главный вопрос – во имя чего человек стремится приобрести эту выгоду? Стремление к выгоде может нанести ущерб духовному развитию человека, привести к столкновению с интересами общества. В связи с этим огромное значение имеет сопоставление приоритетов, упорядочение индивидуальных, коллективных и общественных интересов. Осуществляя переход к рыночной экономике, в России целесообразно было бы не растерять остатки тех коллективистских начал, которые заложила прежняя социально-экономическая система в психологию наших людей, а напротив, дать этому коллективизму духовное наполнение.

Известный русский экономист С. Н. Булгаков в статье «Народное хозяйство и религиозная личность» в 1909 г. писал: «Нам нужно освободиться от многих идейных фантомов, а в том числе и от «экономического человека». Нужно понять, что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благоприятная духовная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального».

Суть православного отношения к собственности и богатству ясно выражена в евангельских словах: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).

Богатство, не связанное с духовным развитием, рассматривается как особый фактор риска.

Святой Праведный Иоанн Кронштадский (1829-1908 гг.) пишет о духовном значении богатства и бедности: «Почему Господь попустил быть нищим? – потому же, между прочим, почему и тебя по твоему желанию не делает вдруг праведником. Бог мог бы сделать всех достаточными, даже богатыми, но тогда произошло бы великое забвение Бога, умножилась бы гордость, зависть и пр. И ты, как возмечтал бы о себе, если бы Господь сделал тебя вскоре праведником. Но как грех смиряет тебя, показуя тебе великую твою немощь и непрестанную нужду в Боге и Его благодати, так нищего смиряет нищета и нужда в других людях. Обогати нищих: многие, многие из них забудут и Бога, и благодетелей своих, погубят души свои в роскоши мира сего. Так пагубно богатство, и так ослепляет оно очи сердечные! Оно делает грубым и неблагодарным сердце!».

Для Церкви Христовой есть богатые и бедные в ином качестве: «богатые» – это нищие духом, «бедные» – богатящиеся своими земными ценностями. В чисто земном смысле богатство, власть, положение всегда для христианского сознания связаны с принципом служения, а не наслаждения земной жизнью (что есть принцип не только язычества, но язычества низшего, ибо высшее возвышалось над этим принципом эпикурейства).

То, что дано человеку как «талант», по словам Святого Праведника Иоанна Кронштадского, должно быть пущено в оборот на пользу всего мира, а не зарыто для себя. Зарыть для себя означает эгоистически использовать свое богатство. Можно добавить, что получение прибыли для себя, с христианской точки зрения, есть не пускание в оборот, а как раз зарывание «таланта».

Русская Православная Церковь отказалась от навязывания ей споров о «более христианских» или «менее христианских» формах собственности. «Церковь признает существование многообразных форм собственности, ведь при каждой из них возможны как греховные явления – хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ». В Основах социальной концепции РГУ (ОСК) и Своде нравственных принципов и права хозяйствования акцент делается на личной социальной ответственности предпринимателя. Предпринимательство рассматривается как вид трудовой деятельности. «Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам». В ОСК отмечается, что Иисус Христос в своих притчах, упоминая о различных профессиях, в том числе связанных с ведением бизнеса и менеджментом (купец, домоправитель), не выделяет ни одну из них.

Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся; отмечается также, что заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь, – о немощных, больных, беженцах, сиротах и вдовах – и делиться с ними плодами труда, «чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор. 24:19-22). Преподобному Серафиму Саровскому принадлежат слова: «… в стяжании… Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской… Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег, а у дворян сверх того – получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом».

Н. В. Круглова, заведующая кафедрой финансов и кредита Вятского социально-экономического института, кандидат экономических наук, доцент.