Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Сделано с душой: секрет успеха социальных предприятий

Чтобы стать социальным предпринимателем, нужна смелость, вера в собственные силы и искреннее желание помогать другим. Но это не отменяет того, что предприятию нужно получать прибыль, чтобы успешно функционировать. Как же социальным предпринимателям удается не просто “выживать” в условиях нестабильной экономики, но и расширяться, при этом решая проблемы общества?

Ответ прост – все дело в неравнодушии и желании изменить действительность к лучшему не только для себя, но и для остальных людей. При таких мотивах человек готов преодолевать любые трудности. И даже экономическая нестабильность в стране не станет помехой на пути к цели.

Это доказывают и цифры: средняя выручка поддержанных нами проектов в 2018 году составила 11 млн рублей, что на 30% выше по сравнению с предыдущим годом.

На чем же строится успех социальных предприятий?

С заботой о пожилых

В социальном бизнесе действуют обычные правила игры: спрос рождает предложение. Чем острее проблема, тем большему количеству людей можно помочь. Одна из таких проблем – уход за пожилыми и стариками. К началу 2018 года в стране проживало около 23% граждан старше 60 лет. Статистика говорит о том, что к 2030 году численность пожилых людей в мире вырастет до 1,4 млрд человек, а к 2050 – до 2,1 млрд. Также существенно увеличивается и количество тех, кому за 80. Поэтому вопрос развития механизмов оказания гериатрической помощи особенно актуален. Важно, чтобы люди пожилого возраста не выпадали из жизни, а продолжали чувствовать себя полноценными и нужными членами общества. Государственных учреждений, специализирующихся на уходе и опеке за стариками конкретно в нашей стране по-прежнему недостаточно. Как раз здесь социальным предпринимателям и удается активно проявить себя и помочь обществу.

Например, в 2015 году Денис Зяблицев и Артем Романенко первыми в Новокузнецке создалипансионат для пожилых людей “Здоровье”. Спрос был настолько высокий, что пришлось открыть несколько дополнительных корпусов, в которых на сегодняшний день проживает около 300 человек.

Сейчас постояльцы пансионата имеют возможность получить бесплатные медицинские услуги, доступные по программе ОМС. Проект достаточно быстро вышел на самоокупаемость, а выручка продолжает идти вверх – в 2018 году она выросла до 40 млн рублей, что на 30% больше по сравнению с 2017 годом.

Еще один пример – система “Забота”, созданная  предпринимателем из Санкт-Петербурга Константином Лившицем. Она работает по принципу “тревожной кнопки” – чтобы получить помощь, клиенту необходимо нажать только одну кнопку в телефоне, и ему тут же ответит опытный врач-оператор. Уже сейчас “Забота” представлена в 15 регионах России и обслуживает более 20 000 абонентов, а технологическая база позволяет компании одновременно обслуживать по всей стране до 300 тысяч абонентов. Если говорить о прибыльности бизнеса, то за последний год выручка этого социального предприятия выросла почти в два раза: до 56 млн руб.

Успех обоих предприятий легко объясним. Гериатрическая помощь – достаточно конкурентное направление, но при этом спрос по-прежнему превышает предложение, а в дальнейшем, очевидно, он будет только расти. Кроме того, социальные предприниматели оперативно реагируют на новые потребности клиентов: пансионат “Здоровье” расширяется, у системы “Забота” появилась услуга патронажных сиделок, планируется открытие клиники современной реабилитации, а также разработка и внедрение системы долговременного ухода в регионах.

От кредита к франшизе

Детей с речевыми проблемами с каждым годом становится все больше. Если в 1970–1980-е они были у каждого 4-го ребенка в возрасте до 7 лет, то сегодня трудно найти дошкольника без речевых нарушений – кроме того, увеличилось и количество детей, которые не говорят до 3 лет.

Марина Бакулина из Тюмени вовремя почувствовала, что необходимо как-то эту проблему решать. В 2004 году будущая социальная предпринимательница рискнула и взяла обычный потребительский кредит, чтобы открыть первый в Тюмени детский развивающий центр “Ступеньки” для детей с речевыми проблемами. А уже спустя четыре года после открытия она добилась встречи с президентом России, после которой были утверждены СанПиН для частных детских садов и центров.

Подобные изменения происходят тогда, когда человек искренне любит свое дело и не боится идти до конца.

Проект получился востребованным, и его успех вполне закономерен. Бакулина вовремя поняла, какую нишу необходимо занять, и стала первой, кто создал подобный центр. Немаловажную роль сыграло и место. Тюмень – один из самых промышленно развитых и инвестиционно привлекательных регионов нашей страны. Согласно национальному рейтингу рождаемости, обнародованному Общественной палатой РФ, Тюмень входит в десятку лидеров и занимает восьмое место. То есть проекты, направленные на развитие и образование детей, еще очень долго будут востребованы.

В 2018 году был открыт филиал “Ступенек”, что позволило увеличить выручку проекта на 10 млн рублей. Следующий шаг – открытие франшизы. (В 2017 году проект победил в конкурсе “Социальный франчайзинг” Фонда “Наше будущее”. – Прим. ред.).

 Возвращение к истокам

Здравоохранение и образование не единственные сферы, в которых эффективно развиваются социальные предприниматели. Они работают и в туристическом направлении.

В качестве примера можно привести мануфактуру “Душистые радости” из Коломны. Идея варить мыло по дореволюционным рецептам принадлежит Наталье Бакушиной. Интересно, что такой простой продукт, как мыло, из обычного средства гигиены превратился в один из символов Коломны.

В чем секрет успеха этого социального предприятия? “Душистые радости” возникли не на пустом месте. Первые клиенты пришли благодаря успешному проекту “Коломенская пастила”, который уже полюбился гостям города и быстро стал его визитной карточкой. Узнаваемый бренд позволил вырасти другим проектам, в том числе и мылу. Кроме того, сама Наталья Бакушина не остановилась на достигнутом и продолжила развивать свой проект, расширяя производство и направления деятельности.

Сегодня в лавке “Душистые радости” можно найти мыло на любой вкус, а поток посетителей музея увеличился на 42% по сравнению с 2017 годом. В прошлом году “Душистые радости” появились в самом сердце Москвы – ГУМе. В итоге выручка проекта в 2018 году выросла более чем на 80%.

Подобные примеры еще раз доказывают, что социальные предприниматели России выходят на качественно новый уровень решения сложных социальных проблем. Их не пугают сложности, они готовы быть первыми и рисковать, ведь с верой в душе, любовью к своему делу и желанием изменить окружающую действительность к лучшему можно горы свернуть. А при этом еще и помочь большому количеству людей.

Успех социальных предприятий не случайность, а результат упорной работы, внимательного отношения к потребностям клиентов и постоянного поиска новых подходов к делу. Они ставят перед собой конкретные цели и готовы решать проблемы до тех пор, пока это необходимо обществу, при этом сохраняя стабильность своего предприятия даже в условиях непростой экономической ситуации в России.

Автор: Наталия Зверева

Источник: Новый Бизнес СП