Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Сергей Шарапов: «Реклама должна нести добро»

Sharapov

Сергей Шарапов — Генеральный директор ОАО «Центральный институт типового проектирования и градостроительства им. Я. В. Косицкого», Председатель правления ЗАО ОЗ НЕФТЕГАЗМАШ, соавтор книги о православной этике предпринимательства «Бедность и богатство»

Человек поддаётся внушению, или скажем более мягко – убеждению. Это человеческое качество где только не используется! В диалоге, в обучении, в спорах, идеологии, публицистике, проповеди, политике и, конечно же, в рекламе.
Известен любопытный случай.

Сравнительно недавно, в конце двадцатого начале двадцать первого века, Англиканская церковь решила убедить молодёжь Великобритании в необходимости посещать воскресные богослужения в храмах. С этой целью была развёрнута масштабная рекламная кампания. Методы её были весьма оригинальны. На радиостанциях страны стали транслироваться рекламные стихи, в том числе и в стиле рэп, в которых звучали такие слова: «Иди и занимай место в храме! Остановись, оглянись и сходи в храм на воскресную службу!» В результате по итогам одного только года организаторам кампании удалось побудить к посещению храмов 37 тысяч британцев!

Я не сторонник того, чтобы рекламой привлекать прихожан в церковь. Боже упаси! Но этот пример наталкивает на мысль. Почему бы сегодня, когда мы испытываем дефицит идеологии в масштабах страны, когда людям не хватает идеалов, положительных примеров, лозунгов, обращённых к лучшим сторонам человеческой души, то есть всего того, что приподнимало бы обывателя над прозой жизни, влекло бы к чему-то лучшему, почему нам, предпринимателям, не использовать те возможности, которые есть у нас под рукой.
Я имею в виду рекламу.

В условиях рынка продвижение товаров или услуг не обходится без рекламы. Этика рекламы является составной частью этики предпринимательства. Несмотря на то, что сегодня реклама становится всё изощрённее, всё навязчивее, всё чаще она прибегает к технологиям, стремящимся влиять на наше подсознание, не стоит вообще клеймить всю рекламу нехорошими словами и предлагать верующим предпринимателям отказаться от неё.
Реклама может и должна нести добро. Вместе с товаром можно пропагандировать не чревоугодие и разнузданность, а, к примеру, идеал многодетной семьи, здоровый образ жизни, любовь и милосердие, взаимопомощь и поддержку.

К примеру, рекламируя некую продукцию, можно одновременно заботиться и о повышении рождаемости. Каким образом? Вводя в рекламные образы примеры многодетных семей.
О том, как сегодня в рекламе представлена ценность семьи показывает одно из исследований, посвященных изучению семейной и детско-родительской тематики в содержании рекламного телеэфира на федеральных телеканалах. Оно выполнено в Институте демографических исследований. Оказалось, что удельный вес «демографически позитивной рекламной информации в ее общей телевизионной массе, использующей образ семьи, оказался не выше 2,6%». При этом чаще всего показывают неполную семью в формате «одна мама – один ребенок» или, реже, в формате «одна мама – два ребенка». Иногда встречается и «отец-одиночка» с одним, реже – двумя детьми. Если же семью все-таки показывают полную, то чаще всего это семья – однодетная, редко – двухдетная. Наименее распространенной и практически проигнорированной рекламными технологами оказалась семья с тремя и более детьми. Из числа ста пятидесяти четырёх исследованных  роликов семья с тремя-четырьмя детьми была отмечена всего четыре раза, а многодетная (пять и более детей) – ни разу.

То есть, фактически нашим маленьким зрителям телеканалов внедряется в сознание образ «матерей-одиночек» («отцов-одиночек»), образ неполной или однодетной семьи, и у них закрепляется стереотип, что неполная семья – это нормально. Потом это неминуемо приведёт к росту конфликтов в их будущих семьях, к разрушению этих семей.

Такова статистика! А ведь все психологи отмечают, что именно семья с тремя и более детьми наиболее благоприятна для развития человеческой личности, именно она даёт ребёнку возможность с самых детских лет учиться жить в коллективе и строить свои взаимоотношения с другими. Дети в таких семьях не растут эгоистами, умение жить в социуме у них гораздо выше, чем у их собратьев, не имеющих братишек и сестрёнок. У них замечательно развиты лидерские качества, дающие возможность не плыть в жизни по течению, а строить её сознательно и активно. Из расчётов демографов давно известно, что только для простого воспроизводства населения, необходимого для элементарного замещения поколений на каждый брак должно приходиться не менее трёх детей.

Кстати, стереотип неполной семьи у нас уже не только сформировался, но и закрепился. Об этом свидетельствует такой факт: в детском саду детям дали задание вместе с родителями изготовить альбомы, рассказывающие о семье. Что же в итоге увидели воспитатели? Только в одном альбоме оказалась фотография всей семьи (мама, папа, дети), у всех остальных, несмотря на то, что это не были семьи с родителями-одиночками, на фото в лучшем случае присутствовали мама с ребёнком, а в большинстве случаев – мама отдельно, ребенок отдельно, а отец отсутствовал вообще.

Наши предприниматели не должны идти на поводу у разрушительных тенденций, формирующихся в нашей стране. Этим тенденциям надо противостоять. Бизнес и финансируемые им рекламные агентства могут и должны формировать позитивные модели поведения – демографического, репродуктивного, семейного. В противном случае реклама в нашей вымирающей стране будет и дальше носить подчеркнуто антидетный характер, и мы будем продолжать растить «кукушат», детей, оставленных одним из своих родителей.
Запечатлевать в рекламных образах положительный стиль жизни вполне возможно. По мнению Игоря Белобородова, директора Института демографических исследований, бизнес и финансируемые им рекламные агентства просто обязаны приступить к формированию позитивных моделей демографического поведения, и тогда уже через несколько лет мы увидим, как ситуация начнёт улучшаться.