Вообще, русскому человеку в силу особенностей характера нужно все постичь самому и принять это больше сердцем, чем разумом. Поэтому в процессе деловых отношений нам в большей степени необходимо принять партнера душой. Тогда мы раскрываемся для совместной работы, начинаем доверять, и сотрудничество из сопернического (основанного на быстром извлечении прибыли) превращается в плодотворное. Именно в основе плодотворного сотрудничества заложен синергетический (творческий) эффект. Чтобы раскрыть партнера для сотрудничества надо вести себя как можно искреннее и естественнее по отношению к нему, разбираясь в том, что ему нужно, умея жертвовать собственной сиюминутной прибылью. К сожалению, исторически, русский предприниматель к этому не привык, поэтому наш капитализм нам самим кажется варварским. Открытости в деловых отношениях требует наш национальный характер. Мы постоянно неосознанно стремимся к установлению контакта с ближним, к пониманию. Возможно, это стремление есть проявление генетически наследованной памяти о соборном укладе, в котором жили наши предки. Это одна из основных черт нашей природы, потому нам привычно в жизни и на работе полагаться на нашу совесть и рассчитывать на совесть тех, с кем мы взаимодействуем. Учитывая такую особенность характера, нам более, чем другим, должно быть свойственно искать и находить пользу, которую мы можем принести своим участием в любом деле.
«Служение» в последнее время уже не так часто встретишь на Западе. Поскольку эффективность и стремление к успеху является естественными чертами их культуры, то постепенно люди привыкают там пренебрегать законами нравственности. Нравственность тождественна самопожертвованию. Внутренние качества и духовные устремления человека мало кого интересуют, о каждом судят в большей мере по его кредитоспособности. В западной культуре, особенно сейчас, служение осуществляется преимущественно с целью коммерческого успеха. Этот успех служит мотивирующим фактором для людей. Многие современные американские авторы (Peter Block, Steve Farber и др.), дающие рекомендации по личностному развитию, говорят о нем, как о необходимом этапе, который нужно пройти, прежде чем бизнес начнет приносить больший экономический эффект. Методология личностного развития там представлена, как необходимый этап расширения своего дела. При этом религиозных аспектов жизни человека авторы не касаются.
Для нашей же культуры исторически свойственен бессознательный поиск душевного контакта с ближним в большей степени, чем благосостояния. Потому христианство так прочно улеглось в основание нашей нравственности. В нашей культуре такой контакт в профессиональной сфере возможен только через искреннее выполнение своего профессионального долга. И от православной церкви я был бы рад услышать активную поддержку идеи того, что человек должен «прилепляться» к своей профессии так же, как к своей жене (или мужу). Он должен стремиться максимально с пользой прожить отданное ему Богом время, развивая себя, занимаясь привнесением нового в своей профессии, выражаясь в ней, исповедуя проявление любви к ближнему в каждом конкретном деле. В этом и заключается «служение».