Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Петр Базунов: «Нравственность бизнесмена не зависит от цены и прибыли»

Petr BazunovБудучи профессиональным предпринимателем, работающим в сфере промышленных поставок, я постоянно пытаюсь разобраться, что мешает развитию нашего производства. Работая с людьми и предпринимателями, моими коллегами, я заметил, что самое зло, мешающее продуктивному сотрудничеству в бизнесе, зарождается в нас самих и выражается ярче всего во взаимоотношениях продавца и покупателя, извращая их самую суть.

В этих отношениях в России нет профессионализма в широком понимании этого слова, но есть постоянная попытка меньше сделать, но больше получить в единицу времени. Эту попытку многие мыслители относят на нехватку христианского духа в подобных отношениях между людьми и, как следствие, на допущение обмана. А для описания предпринимательской активности с позиции нашего родного православного вероучения употребляются даже такие термины, как «несправедливая цена» или «нечестная прибыль».

Однако я должен заметить, что проблема не в этом, да и «справедливой цены», равно как и «честной прибыли», не бывает. Есть цена, и либо покупают по ней, либо отказываются, и продавец ее снижает. А «нравственный» подход при попытках сформировать цену начинает либо мешать, либо казаться отжившим своё, так как нет прямой связи между экономическими параметрами хозяйственной деятельности предприятия и человеческой нравственностью. Иначе у совестливого предпринимателя возникают мысли: «Как же мне брать с него плату за эту услугу, если он мой друг? Это не по-дружески…»

На мой взгляд, экономические отношения между людьми и организациями основываются на принципе здраво понятой пользы, на поиске и нахождении экономической целесообразности для сторон, но не на их личном самопожертвовании в прямом понимании этого слова. Первое, что требуется от участников таких отношений — это четкое понимание своей роли и видение потенциальной пользы, которую каждый из них собою несет, вступая в такие отношения с другим человеком или другой организацией. Так выражается любовь на деле, в труде.

Нравственность в деловых отношениях должна проявляться опосредованно, через исполнение своего профессионального долга. «Если я возьму плату, я уже точно сделаю все, что могу для этого человека, чтобы он посчитал меня ответственным и мог порекомендовать другим. Мне нужны эти деньги, чтобы я смог научиться еще большему и углубиться в своих знаниях того, что предлагаю ему купить». Так, на мой взгляд, можно сформулировать гражданскую позицию предпринимателя, ведущего бизнес согласно принципам нравственности. Во всяком случае, эта позиция позволяет человеку научиться быть полезным обществу. И если так поступать со всей нашей русской искренностью и полнотой намерений, то это может принести большие плоды для личностного развития. Это единственный путь или способ ведения дел, который воспринимается людьми в России на подсознательном уровне. Он же и ведет к установлению устойчивых отраслевых деловых связей и расширению коммерческой деятельности.

Кто-нибудь слышал, чтобы это было повсеместной практикой делового поведения в России? Думаю, нет… Но я уверен, что именно такой подход может работать в России, более того, в ней он уже работает, и не хуже, чем где-то еще. Говорю это из личного опыта, а не из оптимизма.