Порою, нерадивые управленцы любят оправдывать свою бездарность, пользуясь без осмысления библейским правилом: «Всякая власть от Бога». Это утверждение опирается на Послание к Римлянам апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13: 1).
Этот текст привлекает внимание и обывателей, и толкователей, поскольку наша реальность (впрочем, как и вся история христианской цивилизации) как будто бы входит в противоречие с утверждением, что «всякая власть от Бога». Основные споры ведутся вокруг того, как следует понимать это утверждение апостола Павла, принимать или не принимать его (ввиду якобы ошибочного перевода), а если принимать, то насколько.
В подобных спорах мало обращается внимание на роль правителей и руководителей, однако «всякая власть» существует не абстрактно – её представляют конкретные люди. По моему глубокому убеждению, правители и руководители наделяются властью Богом, прежде всего для их испытания и наставления в вере. Власть является одним из самых суровых духовных испытаний, которое, как и любое иное испытание, посылается Богом с целью спасения человека через его духовное совершенствование. Пройдя испытание властью, человек может духовно очиститься и спастись. Если же руководитель управляет неправильно, то он грешит, ещё больше отдаляясь от Бога и Царства Небесного. Уместен вопрос: что значит «неправильное управление»? Думаю, что «неправильное» – значит не праведное, не соответствующее Божьим Заповедям и церковным установлениям.
Почему власть является одним из самых суровых испытаний? Потому что она относится к разряду таких духовных испытаний, которые невидимы, часто не ощутимы, не вызывают телесных страданий, отчего их очень сложно преодолевать. Мучителем в них предстаёт «глас Божий» – совесть. Однако разные люди имеют различный «порог» духовной чувствительности или «духовный слух», который, как и музыкальный слух – надо тренировать. Иначе можно и не услышать голоса совести, а вот ответ на Страшном Суде за свои деяния все равно нести придется.
Человек развитый духовно никогда не пожелает для себя испытание властью. Для него бремя власти тяжело, потому как управлять, не испытывая мучительных угрызений совести – невозможно. Православный руководитель, постоянно принимая те или иные решения, вынужден думать об их соответствии Божественным установлениям. И это относится не только к взаимоотношениям с подчиненными, но так же с заказчиками, поставщиками, высшими властями и т.д. А ещё необходимо постоянно преодолевать искушения, в виде «преимуществ», которые даёт власть. Поэтому духовный человек принимает власть лишь по высшему благословению. Если же он решился на руководство, то, прежде всего, должен получить благословение от священнослужителя. И чем выше уровень руководства, на который претендует человек, тем более высокий чин в церковной иерархии должен дать ему благословение.
В духовной традиции российского самодержавия существовало понимание, какое сложное испытание взваливает на себя государь. Ибо Христос предупреждал: «И от всякого кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лука, гл. 12, 48). Поэтому будущему монарху проводили обряд помазания на царство, целью которого являлось получение даров Святого Духа, необходимых для управления страной. Но и в этом случае государь, безусловно, не был застрахован от ошибок. Поэтому не редки случаи, когда духовно образованные люди добровольно отказывались от большой власти. Пример из истории России: цесаревич Константин, отказался от престола в пользу своего младшего брата Николая, указав в качестве причины свою «неспособностью к государственному управлению».
Каждому православному руководителю – предпринимателю, администратору или чиновнику, на мой взгляд, следует сознавать, какое трудное испытание он несёт. Не для того конечно, чтобы себя пожалеть или кому-то пожалобиться, а чтобы внимательно следить за тем, какие духовные результаты приносит ему власть?