Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

О молодом и старом вине

Sizov profМногообразные научные школы менеджмента ставят во главу угла различные основания, на которых строят свои концепции. Каждая из них имеет достоинства и недостатки. Являясь с одной стороны учёным, а с другой человеком верующим, православным, в своих исследованиях основ управления, я пришёл к закономерной необходимости оттолкнуться от того первоисточника, который является наиболее истинным, наиболее надёжным – это евангельские свидетельства о деяниях Сына Божия – Иисуса Христа.

Многие библейские сюжеты, дают нам свидетельства о силе Бога, о стандартах морали и нравственного поведения, но так же показывают образцы житейской мудрости, в том числе законы управления и правила предпринимательства. Обращаясь к рыбакам, ремесленникам, мытарям, к представителям религиозных течений, к священникам, Иисус всегда находил для них простые, понятные примеры, неоспоримо свидетельствующие об истинности Его слов. Часто эти примеры несут в себе образцы точной организации каких-либо процессов, правильного управления – управления в соответствии с Божественными установлениями.

Для примера разберем евангельскую притчу «о мехах и вине», которая за исключением Евангелия от Иоанна, приводится во всех Евангелиях. В споре с фарисеями Иисус говорит: «никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое» (Лук. 5, 36-38).

Традиционным толкованием этой притчи является понимание под «ветхой одеждой» и «ветхими мехами» старая иудейская религия, в которую невозможно встроить новое, свежее евангельское учение, принесённое Иисусом.  Если же рассмотреть действия, о которых Иисус говорит в вышеуказанных поучениях, вне их духовного смысла, полагая их само собой разумеющимися, то из его слов следует:

– для спасения чего-либо разрушающегося, например, предприятия, бессмысленно перебрасывать лучшие кадры, ресурсы или оборудование от здорового (предприятия, цеха, филиала) к больному. Нет смысла оставлять жить неэффективное, не приносящее «плода» (притча о «смокве»). На «тонущих» предприятиях все равно не смогут с должной эффективностью использовать те ресурсы, что им будут даны. А вот предприятия, которые работали хорошо, грамотно и потеряли из-за перераспределения какие-то ресурсы (например, из-за неэффективной налоговой политики государства) безусловно, ослабеют.

— лучше менять всё полностью, а не только руководителя или собственника. Лучше построить новое предприятие (или цех на предприятии), но на более эффективных принципах: технологиях, стратегиях, кадрах и т.п., чем прежнее.

Не следует забывать и словах Иисуса: «И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: старое лучше». Люди привыкают к той работе и обстоятельствам, в которых они живут. Они опасаются перемен, многим людям любые изменения кажутся хуже, чем та жизнь, которой они до сих пор жили. Именно поэтому старики часто вспоминают «старые добрые времена», хотя таковыми они, возможно, и не являлись (как миф о «счастливой жизни при Брежневском застое»).

Таким образом, если в устоявшейся организации будут быстро меняться установившиеся порядки, люди будут сопротивляться им и воспринимать, как ухудшение своего положения. Для внедрения изменений, требуется полная реорганизация. И это не только новые технологии и оборудование, но сами люди, работающие на них, должны быть другими.

Однако когда речь идет о больших организациях, таких как города, регионы, государства, где просто нет других людей, новшества, должны внедряться постепенно и осторожно. Так проводили реформы в КНР. Китайская политика «двуколейности» была основана на том, что при существовании «старого» способа хозяйствования, параллельно развивался «новый», более прогрессивный. Сегодня весь мир видит успехи подобной политики.