Опора-Созидание Проект рабочей группы "Предпринимательство и православие"
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Попробовать Сибирь на вкус: как запустить производство пюре из ягод-дикоросов

Александр Деев, победитель межрегионального этапа премии «Бизнес-Успех» в Иркутске, рассказал историю становления своего бизнеса, о том, как производить натуральные продукты, несмотря на сложности с сырьём и упаковкой, а также о планах на 2019 год.
Предприниматель из Иркутска Александр Деев развивал собственный бизнес в сфере продаж компьютерной техники и отделочных материалов. Дела шли успешно, бизнес приносил стабильную прибыль, но в какой-то момент Александр захотел производить что-то «местное» — и запустил производство пюре из ягод-дикоросов.

Ставка на локальный продукт

Александр Деев занимается предпринимательством с детства. Ещё будучи школьником, он организовал бригаду из восьми таких же ребят, с которыми собирал в лесу грибы и продавал их на трассе. Таким образом, за несколько недель он заработал себе на спортивный костюм и карманные расходы к новому учебному году.

В 2012 году он открыл компанию по оптово-розничной торговле компьютерным оборудованием и отделочными материалами. Бизнес шёл неплохо, но Александру всегда хотелось продавать что-то «местное» — сделанное или выращенное в Иркутской области.

В 2017 году у него появилась идея заняться эколого-ориентированным бизнесом. Предприниматель обратил внимание на местные дикорастущие ягоды и лесные растения.

«Прибайкальская ягода отличается от ягод других регионов. Она имеет более яркий насыщенный вкус. Мы думаем, что причина этого – суровый климат и связанный с ним короткий цикл созревания, плюс особая вода Байкало-Ангарского бассейна», — говорит Александр.

Он принёс несколько килограммов ягод своему другу на кафедру химии в Иркутском госуниверситете и предложил «похимичить» с ними на лабораторном оборудовании.

Спустя неделю друг Александра представил ему пастообразное пюре, сушёный жмых, конфеты на основе концентрированного сока и два вида концентрата брусничного сока. Все эти продукты не требуют сложной технологии производства. Попробовав их, Александр Деев решил запустить производство концентрированного пюре.

1.jpg

Бизнес в тестовом режиме

В ноябре 2017 года предприниматель начал вести переговоры по привлечению инвестиций в свой будущий проект – компанию «Дикая Сибирь». Этот процесс занял около полугода.

«В Иркутске найти инвесторов было сложно. Я общался с крупными предпринимателями, но в основном мы не нашли понимания. В других регионах люди активнее откликались. В результате мы привлекли инвестиции из Краснодарского края, и теперь они работают на благо нашего региона», — рассказывает Александр Деев.

Во время поиска инвесторов Александр с командой из лаборатории выпускали небольшие партии пюре. Они использовали оборудование, которое отделяет концентрированный сок от взвешенных частиц.

Лаборатория могла производить около 6 килограммов пюре в день. Полученный продукт Александр использовал для тестирования рынка. Он фасовал пюре в маленькие 35-граммовые баночки и предлагал его организаторам различных бизнес-мероприятий, проходивших в Иркутске, Ижевске, Хабаровске, Ханты-Мансийске, Петрозаводске.

Реакция первых потребителей была в основном положительной: многие интересовались, где можно купить такой продукт. Это утвердило предпринимателя в мысли, что его продукт – востребованный.

Запуск производства

В июле 2018 года основной инвестор был найден, и Александр приступил к строительству полноценного производства. Его назвали мануфактурой, так как лабораторное оборудование, необходимое для выпуска продукции, – это не автоматизированная линия, и большая часть работ выполняется вручную. Технический запуск мануфактуры произошёл уже через 3 месяца – в октябре 2018 года.

Мануфактура находится в Иркутске в помещении площадью 60 квадратных метров, которое раньше занимала кухня бывшего кафе. Оно было готово для пищевого производства, но Александр переоборудовал его под более высокие требования, применяемые к фармацевтической деятельности. Для этого установили новые чистые потолки, лампы, воздухоочистители, дверь для чистых помещений. Стены покрасили специальной бактерицидной краской.

Оборудование, на котором перерабатывается ягода, заказывали из Германии и Италии. Немецкую технику пришлось ждать около 4,5 месяцев. Новую морозильную камеру австрийского производства выкупили у собственницы кухни по цене в полтора раза ниже розничной.

Общие вложения в оборудование составили около 1,3 млн. рублей. Всего на запуск производства было потрачено около 3 млн. рублей. 40% из них – личные средства Александра, а остальные 60% – инвестиции от партнёра. В таком же соотношении распределены и доли в компании. Окупаемость рассчитана на два года, но основатель «Дикой Сибири» рассчитывает выйти «в ноль» уже в 2019 году.

2.jpg

Поиск поставщиков

Для полноценного запуска мануфактуры требовалось решить ещё один важный вопрос – где брать ягоду в больших объёмах для производства пюре. Летом и осенью 2018 года несколько человек, включая самого Александра, занимались поиском поставщиков. Это оказалось непростой задачей. Выяснилось, что у большинства сборщиков нет подходящих условий для хранения ягоды.

«Сначала сборщики обещают нам собрать 5 тонн ягоды за месяц. Мы не против всё это купить, только чтобы ягода была из этого района. Заключаем контракт, но без предоплаты. Проходит месяц – тишина. Мы звоним, и нам говорят: «Не получилось ничего сохранить, ягода закисла». А нам надо на чём-то запускаться!» — вспоминает Александр Деев.

В результате оказалось, что Иркутская область не в состоянии обеспечить мануфактуру «Дикая Сибирь» качественным сырьём. Местный облпотребсоюз предоставил всего 2 тонны ягоды. Ещё несколько тонн купили в соседней Бурятии, но этого всё равно было недостаточно. Поэтому ягоду пришлось искать буквально по всей Сибири. Сырьё нужного качества удалось найти в Томской области: по словам Александра, в этом регионе процесс заготовки ягоды более-менее отлажен.

По оценке предпринимателя, закупленного осенью сырья должно хватить на годовой цикл производства, до следующего летнего сезона. Но поиски надёжных поставщиков, готовых предлагать качественную ягоду, продолжаются.

«В целом заготовка – это слабое место нашей отрасли. Сейчас мы поняли, что каких-то поставщиков нужно «доращивать»: знакомить их с требованиями ГОСТа, помогать им с поиском оборудования. Мы отправляем им информацию, как должен выглядеть современный заготовительный пункт, какие нужно приобретать установки», — замечает Александр.

Ягода поступает на мануфактуру в замороженном виде. При этом заморозка производится только один раз — при заготовке. Во время обработки ягоду перебирают вручную, измельчают в полупромышленном блендере, затем перемешивают в гомогенизаторе до однородного пюре.

Проблемы с упаковкой

Для первой партии пюре требовались 35-граммовые стеклянные баночки. Заказывать их пришлось в Китае. В Иркутске, по словам Александра Деева, стеклянного производства нет вообще, а в Центральной России не выпускают баночки объёмом менее 100 мл.

Первая партия пюре состояла из 12 000 ёмкостей. Александр забронировал этот объём в Китае, решив оплатить заказ через несколько дней. Но за это время всю партию выкупили другие производители, а следующую пришлось ждать около двух недель. Сама поставка заняла около полутора месяцев, так как товар везут из Китая в Сибирь через Москву. Из-за всех этих задержек с поставками запуск производства пришлось отложить на месяц.

С дизайном и изготовлением этикеток для продукции «Дикой Сибири» тоже не всё прошло гладко. «Как выяснилось, иркутские подрядчики не сталкивались с такой этикеткой и упаковкой, которые мы хотели. Они говорили нам, что таких сложных заказов у них ещё ни разу не было. У нас была очень высокая планка по исполнению, а все производители в основном хотят сделать попроще», — вспоминает Александр.

3.jpg

Ассортимент натуральных витаминов

Основной продукт иркутской мануфактуры – пюре из клюквы, брусники и черники. Розничная цена одной 35-граммовой баночки такого пюре – около 120 рублей. Именно это пюре Александр предлагает покупателям в европейской части России. В самом Иркутске эту продукцию закупают в основном организаторы бизнес-форумов и других мероприятий.

«В московском супермаркете я видел итальянский джем из инжира в такой же баночке весом 35 грамм. В отличие от нашего, он был с сахаром, и стоил 249 рублей – в два раза дороже, чем у нас», — сравнивает Александр Деев.

Второй вид продукции мануфактуры – пластиковые банки с пюре весом в 1 килограмм. Их маржа не такая высокая, как у 35-граммовых баночек, поэтому такую упаковку производят только для местного рынка. Один из потенциальных покупателей этой продукции – иркутская компания, которая обеспечивает продуктами местные рестораны.

Сейчас объём производства составляет около 100 килограммов в день. Это несколько меньше, чем возможности мануфактуры. Но Александр рассчитывает за декабрь и январь полностью обеспечить производство заказами.

«У нас только формируется понимание рынка и спроса. Как только мы закроем книгу заявок на производство, всем остальным будем вынуждены отказывать. Тогда возникнет первоочередная задача расширения. Наверное, мы приступим к этому в первом квартале 2019 года», — делится планами Александр.

Ещё один вид продукции «Дикой Сибири» – комплекты корпоративных подарков. Они состоят не только из ягодного пюре, в них входят и другие дары природы: иван-чай, вяленая клюква, кедровый орех. Компания покупает их у поставщиков и фасует в свою упаковку. Один такой набор из трёх-четырёх видов продуктов стоит от 615 до 850 рублей.

Кому это нужно

После запуска производства Александр начал искать рынок сбыта для продукции мануфактуры. Он провёл переговоры с крупными дистрибьюторами и производителями пищевой продукции. Первые контракты на поставку уже подписаны, ещё несколько – в стадии подготовки. К примеру, сейчас идут переговоры с несколькими московскими магазинами здорового питания.

«Мы уже отгружаем продукцию по Иркутску. Сделали первую отгрузку в Москву в один из интернет-магазинов. Производство ещё не обеспечено заказами на 2019 год. Но мы близки к заключению контракта с несколькими интересными стратегическими партнёрами», — говорит Александр Деев.

Своей целевой аудиторией предприниматель считает людей, ценящих здоровое питание и натуральные продукты. По его мнению, в Сибири интерес к качественному здоровому питанию постепенно растёт. Но пока своим основным рынком основатель «Дикой Сибири» видит крупные города в европейской части России. К тому же вдали от Сибири дары тайги ценятся совсем по-другому, чем в самом регионе.

«То, что растёт рядом, не так высоко ценится. Местные жители могут просто собрать в лесу или купить на рынке ягоду и заморозить её. Когда они видят наш продукт, то говорят, что это запредельно дорого. Но когда мы выставляем ту же продукцию по той же цене в московской сети, нам говорят, что это вменяемая цена. Москвичи понимают: сами они набрать или купить эту ягоду не смогут, если только не потратятся на перелёт в Сибирь и проживание там», — рассуждает Александр.

Также предприниматель рассчитывает продвигать свой товар как туристический продукт. По его оценке, каждый год только в Иркутскую область приезжает 1,2 млн. туристов, и эта цифра растёт.

4.jpg

Маркетинг и продвижение

В соцсетях «Дикая Сибирь» представлена страницами в Instagram и Facebook. В ближайшее время планируется начать рекламные кампании в обеих соцсетях.

На данный момент основным каналом привлечения клиентов остаются выставки и бизнес-мероприятия. К примеру, в декабре 2018 года компания участвовала сразу в нескольких форумах. В Москве Александр представлял свой бренд на презентации Иркутской области в Торгово-промышленной палате РФ. А в Иркутске представитель компании участвовал в выставке «Школа экологического предпринимательства».

В начале декабря компания победила на межрегиональном этапе национальной премии «Бизнес-Успех» в номинации «Лучший проект в сфере ЗОЖ». Кроме путёвки в финальный этап конкурса «Дикая Сибирь» получила и потенциального оптового клиента. Это крупная региональная компания, которая производит в Сибири шоколадные конфеты.

«Представители этой компании взяли наше пюре на пробу. На следующий день после конкурса неожиданно позвонил заместитель гендиректора и попросил образцы продукции. Они хотят сделать начинки в шоколадные конфеты из нашей кислой ягоды. Надеюсь, что к финалу «Бизнес-Успеха» в 2019 году у нас уже будет заключён контракт, и появятся первые результаты совместной работы», — говорит Александр.

Команда, которая будет расти

Команда проекта состоит из шести человек. Помимо самого Александра это главный технолог, логист, штатный бухгалтер, исполнительный директор и его заместитель. Ещё примерно шесть человек подключаются к работе по мере необходимости в формате фриланса.

В качестве практикантов «Дикая Сибирь» привлекает студентов Иркутского аграрного университета — с этим вузом в ноябре был подписан договор о сотрудничестве. Мануфактура «Дикая Сибирь» стала базовым ресурсным центром для студентов университета на время учебной и преддипломной практики.

«В университете изучают правильное природопользование в лесу. А мы помогаем студентам увидеть, как «лесную» продукцию можно перерабатывать и упаковывать, чтобы она имела интерес для потребителей. За свою работу они получают зарплату», — рассказывает Александр.

Что дальше

В 2019 году Александр Деев планирует увеличить переработку ягод по сравнению с сегодняшним уровнем в два-три раза. Стратегический план – выйти в следующем году на второй инвестиционный раунд. Привлечение новых инвестиций позволит проекту развиваться гораздо быстрее. При этом, как рассчитывает основатель проекта, рост производства будет сопровождаться постоянным повышением уровня качества.

«Обычно у нас из ценной ягоды варят дешёвое варенье, растворяя её сахаром. Я работаю по-другому. Из ценной ягоды мы учимся делать ценные продукты, и мы их делаем. Качество превыше всего, а с ростом всё будет нормально. Тренд на здоровое питание мощный, его ничем не переломишь. Потребителей, которые предъявляют требования к экологичности, качеству и пользе товара, становится всё больше», — убеждён Александр.

Источник: https://biz360.ru/