Николаев Николай Петрович
Много уж копий поломано в дискуссиях относительно того, что такое предпринимательская социальная ответственность, должна ли она быть вообще и если все-таки должна, то в чем она состоит? Ведь понимание социальной ответственности как примитивное «отдай» сейчас уже мало кому может прийти в голову.
И если, например, социальная ответственность Газпрома выражается в становлении отечественного хоккея, поддержке выставки «Святая Русь» в Лувре, открытии спорткомплекса в Пикалево и еще десятках проектов по всему миру, то ждать, а тем более требовать аналогичной ответственности от владельца малого предприятия — не стоит.
Но это совсем не значит, что малое предпринимательство стоит далеко от общества. Наоборот, это и есть общество, его инициативная, активная и, часто, его ярко-созидательная часть, способная поддержать и сохранить общество изнутри, несмотря на внешние кризисы, бури и конфликты.
Так в чем же разница между социальной ролью крупного и малого предпринимательства?
Для этого надо, прежде всего, понять, какие ключевые особенности необходимо учитывать, если мы говорим о социальной роли и социальной ответственности малого и среднего предпринимательства.
Во-первых, в характере любой деятельности небольшого предприятия или компании всегда довлеет личность самого предпринимателя, с его персональными взглядами, предпочтениями, верой и нравственными устоями. А значит, социальная активность такого предприятия — это социальная активность самого предпринимателя.
Во-вторых, сегодня предпринимательство в России развивается в условиях, где уже ярко выражены тенденции постсекулярного общества. Кто-то хочет это признавать, кто-то пытается избегать упоминания этого, однако факт остается фактом: религия и религиозные убеждения стали существенным фактором в развитии нашего общества. Религия вернулась в нашу жизнь не только как личные духовные переживания, а как мощнейший социальный фактор.
И наиболее активно откликаются на современные тенденции, прежде всего, владельцы малого и среднего бизнеса.
Уже сейчас на улицах российских городов все чаще встречаются предприятия с ярко выраженной религиозной окраской, в деловой прессе все чаще обсуждаются вопросы экономической активности той или иной конфессии, не говоря уже о том, что многие события в жизни общества открыто комментируются и сопровождаются представителями духовенства.
При этом приходится признать и тот факт, что российское малое и среднее предпринимательство сегодня сталкивается со всеми теми вызовами и проблемами, которые свойственны постсекулярному обществу вообще:
— как развивать бизнес, если на рынках сосуществуют и, часто конкурируют между собой представители различных религиозных и секулярных групп?
— как вести между ними дискуссию?
— как должна развиваться конкуренция, если действующие государственные регулирующие рамки не способны учесть вопросы влияния этических установок предпринимателей, относящихся к различным религиям. Ведь современное антимонопольное законодательство — это продукт полностью светского мировоззрения.
— в конце концов, будут ли углубляться противоречия в обществе, если представители предпринимательского сообщества станут все более и более открыто заявлять о своих религиозных предпочтениях?
В связи с этим приходится говорить и о новых угрозах, в том числе и внутриконфессиональных.
Например, когда представители собственных религиозных групп начинают рассматриваться предпринимателями как «целевые аудитории» и «клиентские сегменты» для извлечения прибыли, а те или иные религиозные характеристики используются как потребительские свойства товара или услуги, становясь «новым маркетинговым или конкурентным преимуществом».
Увы, но уже сейчас подобные явления — не редкость.
Надо сказать, что все эти изменения особенно контрастно проявляются в нашей стране, никогда ранее не сталкивавшейся ни с подобными вызовами вообще, ни с подобными проблемами в отношении предпринимательского сообщества, которого еще 20 лет назад просто не существовало.
Наряду с угрозами необходимо сказать и о социальной деятельности и социальной ответственности внутриконфессиональных предпринимательских сообществ. Благотворительность, социальная поддержка малозащищенных слоев населения, экономическая взаимовыручка: решения всех этих вопросов являются обязательными элементами христианства, да и других мировых религий.
И здесь мы говорим об искренней и добровольной социальной ответственности предпринимательского сообщества. Не связанной с какими-либо политическими трендами, модой или налоговым законодательством.
А значит, мы говорим о стабильном и гармоничном развитии как минимум той части общества, которая объединена едиными духовными устремлениями и ценностями. А это уже немало!