100 лет назад, после событий 1917 года, Россия лишилась множества известных торговых марок и популярных по всему миру компаний
Сейчас предприниматели возрождают традиции и старые мануфактуры. Что из этого получается — в материале РБК.
Мануфактура «Душистыя радости»
Было
В 1887 году коломенский купец Григорий Суранов получил разрешение на открытие мыловаренного цеха, который расположился во дворе его собственного дома. В 1903 году купец появился в списке владельцев торговых лавок. Так Суранов стал и производителем, и продавцом душистого коломенского мыла. Основой такого мыла был говяжий жир. Его нагревали, соединяли со щелочью, благодаря чему происходил процесс омыления жирных кислот. В получившуюся смесь добавляли ухаживающие и эфирные масла для придания мылу смягчающего действия и аромата.
Мануфактура «Душистыя радости»
Стало
Идея возродить дореволюционное производство купца Суранова пришла в голову двум московским дизайнерам Марине Волковой и Наталье Бакушиной в 2012 году. «Я и Наташа приехали в коломенский музей пастилы. Нам так понравился этот бизнес, сама его концепция, что мы решили возродить и другой промысел в Коломне — мыловаренный», — рассказывает Марина Волкова. Прежде чем запустить производство, она с коллегой изучила дореволюционное мыловарение. Пропорции эфирных масел, дизайн, названия — все было взято из исторических книг. Запуск производства обошелся предпринимательницам в 3 млн руб. собственных накоплений. Так появилась мануфактура «Душистыя радости».
Помимо производства партнеры работали над тем, чтобы открыть музей. Для этого им нужно было найти здание, сделать в нем ремонт, создать музейную коллекцию и подготовить экскурсии. «Администрация выделила нам в аренду здание. Оно было в состоянии руин: одна стена была практически без фундамента, перекрытий, крыши не было вовсе», — вспоминает Марина Волкова. Мыловарам помог фонд «Наше будущее» — предпринимательницы выиграли конкурс и получили на реставрацию беспроцентный кредит на 5 млн руб. Еще 2 млн руб. партнеры взяли в кредит у НО «Московский областной фонд развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства» под 9% годовых на два года.
31 декабря 2015 года партнеры завершили восстановление первого этажа, на котором открыли торговую лавку, — первый экспонат музея. Через полгода был открыт 2-й этаж с музейным залом. В подвале Волкова и Бакушина возродили упаковочную кладовую — такую, какие были при всех лавках с мылом ХIХ века.
Сейчас у мануфактуры «Душистыя радости» 200 кв. м производственных площадей и 150 кв. м — музейных. В лавке при музее можно купить мыло — туалетное, цветочное, санитарное, глицериновое под названиями «Лила Флери», «Фиялковое», «Молодости», «Первый поцелуй» и др. Месячный объем продаж составляет 1,5 млн руб., чистая прибыль — около 300 тыс. руб.
«Бахметьевский завод»
Было
Николо-Бахметьевский хрустальный завод был основан в 1764 году в селе Никольско-Пестровка отставным военным Алексеем Бахметевым. Завод стал выполнять заказы дворян и церкви, а вскоре получил звание поставщика императорского двора. В 1884 году предприятие перешло по наследству князю Александру Оболенскому, родственнику Бахметевых. Он модернизовал производство, и уже в 1900-м изделия завода получили большую золотую медаль на Всемирной парижской выставке. После революции 1917 года предприятие перешло к государству и стало называться «Красный Гигант». В советское время помимо изготовления предметов из хрусталя и стекла завод выполнял оборонные заказы и оформлял станции Московского метрополитена. В 2005 году большая задолженность стала причиной того, что завод был признан банкротом и выставлен на торги.
«Бахметьевский завод»
Стало
Автор идеи возрождения «Бахметьевского завода» — московский бизнесмен Михаил Садкович. Он всю жизнь занимался восстановлением традиций старинного производства: сначала размещал заказы на разных предприятиях, а потом предложил другу, писателю и основателю музея истории евреев в России Сергею Устинову возродить хрустальный завод в Никольске на базе «Красного Гиганта». В 2008 году приятели выкупили у завода небольшой цех в 2,5 га. Работа началась с его полного переоборудования. Партнеры приобрели новую аппаратуру для химической полировки хрусталя и две печи для обжига. Суммарный объем инвестиций составил более 30 млн руб.
Из 7 тыс. сотрудников бывшего «Красного Гиганта» на новом предприятии оставили 130. Чтобы удержать уникальных мастеров, им начали платить заработную плату еще до того, как запустилось производство. Сегодня «Бахметьевский завод» изготавливает точные копии сервизов Императорского хрустального завода, Дятьковского хрустального завода, фирм «Фаберже», «Сазиков», «Болин» и др. Все это воссоздается по старинным чертежам и эскизам, сохранившимся в музее и книгах, и делается только под заказ. Сделать его можно через шоу-рум «Бахметевъ» в Москве. Стоимость изделия на заказ — от 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб. На заводе производят также и массовую продукцию: салатницы, блюда, вазы и креманки, стоимостью от 200 руб. за штуку. Эти изделия реализуются через дистрибьюторов в регионах. Месячный оборот предприятия составляет около 6–7 млн руб. Прибыли, судя по данным СПАРК, нет.
Сейчас «Бахметьевским заводом» руководит Мария Селиверстова, сестра Сергея Устинова, которой он передал право собственности. Она планирует расширить ассортимент, а главное — отыскать и обучить новых сотрудников. Мария говорит, что ее цель — сохранить мастерство, которое передается из поколения в поколение уже более 250 лет.
«Коломенская пастила»
Было
В XVIII веке в Коломне, где издавна существовал свой собственный рецепт особенной пастилы, появились первые купцы-заводчики, специализирующиеся именно на пастиле, — Шершавины и Куприяновы. На всю Россию коломенская пастила стала известна благодаря купцу Шершавину, который в 1735 году открыл первую коломенскую пастильную фабрику. Поклонницей лакомства стала даже императрица Екатерина II. В 1852 году в городе появилось «Конфетно-пастильное заведение коломенского купца Петра Карповича Чуприкова в Коломне на Полянской улице». При фабрике был сад и плодохранилище. Коробочки чуприковской пастилы расходились по всей стране. В годы революции 1917 года фабрика закрылась, а технология производства пастилы была утрачена.
«Коломенская пастила»
Стало
Идея возродить производство пастилы в Коломне появилась у предпринимателя Елены Дмитриевой и культуролога Натальи Никитиной в 2008 году. Они вместе работали в музее «Коломенский кремль» над проектом, посвященным писателю XIX века Ивану Лажечникову, родом из Коломны. В его романе «Ледяной дом» они обнаружили упоминание о коломенской пастиле. Затем партнеры отыскали в поваренной книге XVIII века традиционный дореволюционный рецепт. Оказалось, что коломенцы не просто сушили протертое яблочное пюре, как это делали в других регионах, а взбивали его с сахаром и белком, запекали смесь в русской печи и сушили на открытом воздухе по несколько дней.
Чтобы воссоздать забытый вкус, Никитина и Дмитриева решили открыть музей пастилы и небольшое производство. Для этого в 2008 году они зарегистрировали НП «Коломенский центр развития познавательного туризма «Город-музей». Открытие в городе частного музея исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила» обошлось предпринимательницам в 750 тыс. руб., которые они получили по гранту благотворительного фонда Владимира Потанина. Реконструкция здания для запуска будущего производства на историческом месте — там, где работала фабрика пастилы купца Чуприкова, — обошлась в 19,3 млн руб. НП «Город-музей» получило еще один грант на 1 млн руб. от фонда Владимира Потанина и беспроцентный кредит на 4,2 млн руб. от фонда Вагита Алекперова «Наше будущее». Остальные средства Никитина и Дмитриева, по их словам, инвестировали из собственных сбережений.
В 2010 году партнеры зарегистрировали ООО «Коломенская пастила» и начали выпускать пастилу в промышленных масштабах. Однако отношения между партнерами в 2015 году испортились. «Де-факто мы работаем сейчас в разных местах. Елена управляет фабрикой и производством, а у меня остался музей. При нем я организовала новое производство», — говорит Наталья Никитина. Чистая прибыль «Коломенской пастилы» составляет около 450 тыс. руб. в месяц.
Часы «Павелъ Буре»
Было
История одного из самых известных российских дореволюционных брендов началась в 1815 году в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Там открыл часовой магазин приехавший из Ревеля (ныне Таллин) с семьей Карл Буре. Его сын Павел с малых лет помогал отцу и продолжил семейное дело, а внук в 1874 году купил часовую фабрику в швейцарском городке Локле, но из-за болезни в 1888 году принял решение продать семейный бизнес. Новые владельцы Поль Жирар и Жан-Жорж Пфунд учредили ТД «Павел Буре» и открыли новые часовые магазины в Москве и Киеве. В 1899 году фирма получила звание поставщика императорского двора и право использовать государственный герб в логотипе. Но часы «от Буре» выпускались и для массового покупателя, и по государственным заказам для армии, железных дорог. С революцией 1917 года дела фирмы в России закончились.
Часы «Павелъ Буре»
Стало
В 2004 году экономист-международник Валерий Горбунов (справа), имевший опыт часового производства, предложил Максиму Буре (слева), юристу по образованию, кинопродюсеру и праправнуку знаменитого Павла Буре, возобновить выпуск часов. Приятели основали ООО «Торговый дом по возрождению традиций часовщика Павла Карловича Буре». Они выкупили бренд у швейцарских владельцев марки, перевели его на кириллическое написание и начали выпускать часы. «Особых производственных трудностей не было, так как у меня были налажены дружеские отношения с поставщиками комплектующих», — говорит Валерий Горбунов.
Сегодня, как и до 1917 года, часть производства фирмы «Павелъ Буре» находится в Швейцарии по соседству с часовыми грандами. Там изготавливают модели со сложными механизмами, а простые «трехстрелочники», как и до революции, собирают в Московской области, где Горбунов и Буре, по их словам, арендовали помещение и закупили оборудование для производства.
Изначально продажи шли через офлайн-магазин в Москве на Кузнецком мосту, но в декабре 2016-го здание закрыли на ремонт. Сейчас часы «от Буре» можно приобрести только через сайт ТД «Павелъ Буре». Их стоимость начинается от 72,4 тыс. руб. «Динамика продаж в последнее время из-за кризиса стала хуже», — говорит Валерий Горбунов, объем продаж он не раскрывает. Главный редактор журнала «Часовой Бизнес» Вячеслав Медведев говорит, что «сейчас присутствие марки на рынке практически нулевое».
Ксения Мельникова
Источник: «РБК»