Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Российская специфика стандартов корпоративной социальной ответственности

Nikolaev Николаев Николай Петрович

Тема корпоративной социальной ответственности (КСО), с одной стороны, является уже давно непременным атрибутом любых разговоров о месте и роли бизнеса в жизни общества. Введенная на западе в качестве стандарта, она, бесспорно, могла бы считаться великим достижением западного гражданского общества. Так как, не будь этих стандартов, большинство ныне весьма социально-ответственных корпораций даже и не подумали бы о помощи незащищенным слоям населения, об экологии или о диких зверях в лесах Амазонки…

Однако, в силу специфики российского бизнеса, западные стандарты КСО у нас часто не работают. Начнем с того, что само понятие КСО, привнесенное извне, встретило в России странную трактовку. Государственные заявления о том, что бизнес обязан быть социально-ответственным были восприняты как попытка «добровольно-принудительно» возложить на бизнес затраты на социальную сферу. А попытка популяризировать корпоративную социальную ответственность, как необходимый атрибут современного бизнеса, часто не встречает живого отклика. В большинстве случаев наши компании присоединяются к стандартам КСО, движимые или планами привлечь западного инвестора, или выйти на международные рынки, или стремлением «поправить» имидж в глазах потребителей и государства.

Неудивительно, что один из руководителей российского представительства The International Business Leaders Forum — ведущей организации в области корпоративной социальной ответственности в России, как-то признал, что «Ни одна из базовых концепций корпоративной социальной ответственности, как мы ее понимаем на Западе, где есть давление со стороны населения, прессы, гражданского общества, акционеров и других заинтересованных сторон, — не срабатывала в России и, похоже, не работает и сейчас …» При этом те же иностранные исследовательские агентства замечают, что большой объем благотворительной помощи и социально-ответственных проектов осуществляется российскими предприятиями вне декларируемой политики корпоративной социальной ответственности.

Это наталкивает на мысль о том, что, понятие социальной ответственности предпринимательства в России есть. Это неудивительно, учитывая вековые традиции благотворительности и меценатства в нашей стране. Но надо помнить о том, что эти традиции базируются не на «давлении гражданского общества», а на православных христианских устоях, которые побуждают к добрым делам не безликие предприятия, а предпринимателей!

Тем не менее, сегодня вопрос применения предпринимателями тех или иных стандартов корпоративной социальной ответственности стоит достаточно остро, особенно в связи с интеграцией российской экономики в международный рынок, со вступлением страны в ВТО. Мы скоро можем столкнуться с тем фактом, что применение таких стандартов станет обязательным при осуществлении какой-либо деятельности или при работе на том каком-либо рынке.

Что же делать? Думаю, что для того, чтобы корпоративная социально-направленная деятельность не становилась профанацией, не стоит слепо применять заграничный опыт развития стандартов КСО. Надо постепенно пересматривать некоторые подходы к разработке стандартов корпоративной социальной ответственности. Перечислю лишь некоторые.

Любые стандарты корпоративной социальной ответственности формируются, исходя из ожиданий и потребностей того общества, в котором развивается и действует бизнес. Очевидно, что характер российского и западного общества, не смотря на глобализацию, имеет существенные различия. Например, российское население значительно выше ценит благотворительную деятельность и социальную активность, направленную на решение местных социальных проблем, чем усилия, направленные на экологическое оздоровление планеты или соблюдение прав человека.

Конечно, это не значит, что компании и предприятия не должны уделять внимание экологии или правам человека, но эти вопросы вряд ли должны становиться первоочередными в политике КСО компаний, работающих в России, затмевая все остальное. Несомненно, что вырастить дерево – всегда хороший поступок, но он будет иметь разный «вес» в сибирской тайге и в пустыне. Также в российской экономике большая часть предприятий и компаний имеет четкую структуру частной собственности. Другими словами, у большинства компаний есть понятный один или небольшая группа владельцев. А потому в формировании политики КСО подавляющего количества российских компаний решающую роль играет личность самого владельца, его моральные и нравственные установки, культурные и религиозные представления. И часто личная благотворительная и социально-направленная деятельность владельца бизнеса осуществляется вне привязки к деятельности компании, хотя, часто, от имени компании и из ее бюджетов. В этой ситуации сложно говорить о каких-либо стандартах вообще, так как социально-направленная деятельность, превышающая требования действующего законодательства, – лично дело предпринимателя.

В этой ситуации у стандартов КСО в России, вместо традиционной для западных рынков побуждающей функции должна появиться функция вспомогательная. Именно вспомогательная функция способна подсказать, помочь владельцам бизнеса организовать социально-ответственную деятельность своей компании не только в соответствие с ожиданиями и нуждами общества, но и в соответствие с религиозными и нравственными представлениями предпринимателя. Может быть, задача развития КСО в нашей стране — дать возможность предпринимателям получить информацию о существующих моделях социально-направленной деятельности, о традициях и истории меценатства и благотворительности российского предпринимательства. Но остальное – это вопрос духовных потребностей самого владельца бизнеса, его совести и его ответственности не перед обществом, а перед Господом.