Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Кунгурской жизни чайная случайность

История провинциальных городов знает примеры судьбоносных событий. Именно благодаря счастливому случаю уездный Кунгур, удачно расположенный на Великом Сибирском тракте, получил титул чайной столицы Российской империи.

Сибирский тракт, главная дорога страны, в старину имел ещё одно название – чайный путь. По нему из далёкой забайкальской Кяхты ехали обозы, гружённые фактурами китайского чая, который постепенно из баснословно дорого и экзотического напитка превратился в традиционный продукт русского обихода, стал любим представителями всех сословий. Транспортировка больших партий чая была делом не только сложным, но и опасным. В Сибири на обозы нападали грабители, получившие прозвище «чаерезы».

О чае кунгуряки знали уже в восемнадцатом столетии. Его привозили из Ирбита и продавали во время городских ярмарок. Из-за высокой цены широкого распространения этот напиток в среде кунгурских граждан в то время так и не получил. Стоимость одной чайной фактуры была сопоставима с ценой небольшого деревянного дома. Даже в середине XIX века некоторые из кунгуряков пренебрежительно называли чай «китайскими вениками». Зато этот напиток снискал популярность у всех едущих по Сибирскому тракту. Многочисленные возницы, ямщики, торговые и служивые люди проезжая по дорогам Кунгурского края могли побаловаться чайком на почтовых станциях, ожидая смены лошадей. У бывалого путешественника и крамольного писателя А.Н. Радищева чаепитие в уральской глубинке в 1797 году не вызвало никакого удивления. Лишь мимоходом в путевом дневнике было зафиксировано это событие.

Знаковой датой кунгурской чайной истории стал 1840 год, когда двадцатичетырёхлетний Алексей Семёнович Губкин основал свою чайную фирму. Для купца всё началось с крупного риска. Воспользовавшись снижением цен на мануфактуру и изделия из кожи, А.С. Губкин в большом количестве скупил эти товары, пользующие спросом у китайцев. Доставил всё приобретённое в Кяхту и с выгодой для себя обменял на чай. Обратный путь сначала до Кунгура, а затем до Нижнего Новгорода с обозом, гружённым чайными фактурами, занял почти год, но надежды будущего магната полностью оправдались. Ароматный товар был успешно реализован, вырученные деньги вложены в чайное дело, которое спустя несколько десятилетий стало считаться одним из крупнейших в России.

Предпринимательское чутьё и природная смётка помогли купцу из уездного Кунгура стать лидером отечественной чаеторговли. Благодаря ему в этом сложном деле был наведён долгожданный порядок: установлены сортамент, единицы товара, цены. Авторитет Алексея Семёновича возрастал с каждым годом. Способствовала тому и широкомасштабная благотворительная деятельность кунгурского купца первой гильдии. На его средства в Кунгуре было открыто первое на Урале техническое училище, распахнула двери Елизаветинская рукодельная школа. Всё это принесло ему славу одного из крупнейших меценатов России.

Уважали и ценили А.С. Губкина не только представители торгово-промышленного мира. Он был обласкан и вниманием царского двора. Император Александр II наградил купца орденом святого Владимира III степени, позднее пожаловал чин действительного статского советника, дающий дворянство. А императрица Мария Фёдоровна за пожертвования в пользу воспитательных и благотворительных заведений выразила свою признательность почётным подарком – портретами царских особ.

Последний год своей насыщенной жизни А.С. Губкин провёл в Москве, куда из Кунгура была переведена главная контора его чаеторговой фирмы. 27 ноября 1883 года Алексея Семёновича не стало. Его единственный внук и главный наследник Александр Григорьевич Кузнецов преобразовал унаследованное дело сначала в Торговый дом, а спустя несколько лет в Торгово-промышленное товарищество. Кроме учредителя пайщиками были его ближайшие родственники: отец – Г.К. Кузнецов (живущий в то время в Париже), дядя А.К. Кузнецов, петербургский купец.

Объёмы продаж возрастали с каждым годом. В китайском городе Ханькоу была приобретена фабрика по производству прессованного чая, а в древней столице России – сахарорафинадный завод. В пятнадцати городах страны, в том числе в Кунгуре и Перми, работали отделения товарищества и чаеразвесочные фабрики. Рамки российских рынков сбыта стали тесны для деятельности преемников А.С. Губкина. И в 1889 году фирма представила свою новинку – плиточный чай во Франции, традиционно считавшейся кофейным государством. В прессе появились благосклонные отклики на непривычный для французов товар: «Он представляет собою продукт отличного качества, спрессованный таким образом, что в нём при наименьшем объёме, сохраняется вся его сила и аромат».

Александр Григорьевич Кузнецов оказался достойным преемником своего знаменитого деда. Продолжил он и благотворительные традиции семьи. Финансировал строительство храмов, учебных заведений, биологических станций. Занимался коллекционированием картин и издательской деятельностью. Благодаря ему свет увидела книга известного русского экономиста А.П. Субботина «Чай и чайная торговля в России и других государствах». В Кунгуре над могилой А.С. Губкина в 1894 году внук затеял строительство грандиозной Никольской церкви, которое было завершено уже после смерти храмоздателя.

Торгово-промышленное товарищество «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К°» успешно прошло через все потрясения начала ХХ века. Его история завершилась в 1918 году, когда наступила эпоха национализации. О масштабах деятельности фирмы и её знаменитых владельцах напоминают не только здания, сохранившиеся во многих российских городах. Почти в каждом отечественном музее хранятся чайные коробочки и реклама с изображением двух перекрещенных якорей, торговым знаком товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К°».

Есть они и в кунгурском Музее истории купечества, открытом в 2007 году при финансовой поддержке ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь». Не только узнать об истории чаеторговли Кунгура, но и стать участником традиционного чаепития можно в выставочном зале музея, интерьер которого стилизован под чайную начала ХХ века.

Источник: Ассоциация малых туристских городов