Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Богатство то хорошо, которое без греха. (Сир.13,30)

Elena ProzorovskaiyaПрозоровская Елена Алексанодровна — менеджер социальных проектов группы компаний «Новард»

Многие сегодняшние успешные бизнесмены и бизнес-леди уделяют немало внимания решению социальных проблем, благотворительности. В тоже время в деловых кругах руководители, встающие на путь духовного выбора сегодня часто претыкаются о слова Священного Писания «трудно богатому войти в Царство небесное». Как ни странно эта цитата смущает и многих  православных из разных слоев общества и различных профессий. Бытует мнение, что благотворительность благотворительностью, но богатеть, развивать бизнес не стоит, приобретение богатства (большого количества материальных благ) многими воспринимается однозначно с негативным оттенком. Интересно, откуда тогда будет браться благотворительность, социальные проекты? Странно то, что забывают обратиться к толкованию приведенной цитаты известными богословами,  которые довольно подробно рассматривают этот вопрос и дают иное представление о богатстве. Вспомним описание обстоятельств, при которых прозвучали слова о якобы не спасении богатых.

В Новом Завете мы встречаем описание беседы некоего богатого юноши со Христом, вопрошавшего Его о необходимом условии для наследования вечной жизни (Евангелие от Матфея 19, 16-26; от Марка 10, 17-27; от Луки 18, 18-27). Достаточные условия, как казалось юноше, он соблюдал «от юности» — исполнял перечисленные Христом заповеди Моисея (не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и матерь).
На вопрос юноши о наследовании жизни вечной Иисус отвечает так, что поскольку основные заповеди он соблюдает, но хочет быть совершенным, тогда для него осталось главное – продать и раздать свое имение нищим. Услышав такой ответ, богатый юноша принял его как приговор, т.к. понял для себя , что исполнить его не сможет и поэтому отошел опечаленным. И тогда Господь добавляет для всех присутствующих: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». Слушавшие Его ученики в недоумении, т.к. богатство, достаток, также как наличие детей всегда считалось благоволением Бога к человеку. Чтобы  быть понятым без искажения Христос поясняет: «Дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие». Т.е. порицается не само богатство как таковое, а пристрастие к нему, страсть сребролюбия.
Господь растолковывает и далее: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».
Что же делать, какой же выход? Ответ Господа: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу».
Христос дает возможность исполнения обетования всем радеющим о спасении — будь они богаты или бедны. Богатство, как и бедность, не порок, главное быть свободным от него, уметь рассудительно распоряжаться, быть милосердным и надеяться на Бога — и тогда Бог не оставит, поможет обойти соблазны, связанные с богатством, поможет не стать любостяжателем.
       
Вопрос о богатстве очень насущный вопрос, задаваемый многими предпринимателями,  обретшими веру уже в сознательном возрасте, но стремящимися, как и юноша из Евангелия соблюдать заповеди, стремиться к  совершенству и наследованию жизни вечной. Вопрос сегодня звучит немного в другом виде – совместимо ли Православие и бизнес?, может ли бизнес быть православным?, м.б., лучше и не развивать имеющееся производство, бизнес, т.к. это будет служить препятствием к спасению? Может ли человек вести бизнес и в то же время спасаться?
Каким образом согласовать сегодняшнюю жизнь делового мира с ответом Христа, данному богатому начальствующему юноше почти 2 тысячи лет назад?

Ответ очевиден из приводимых ниже толкований, с пониманием того, что Священное Писание читается и воспринимается не так, как кто хочет и в силу своих умственных способностей, а согласно учению Святой Православной Церкви.

Святой Иоанн Златоуст, разбирая данное место Священного писания, говорит следующее: «Христос не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему» . Так как человеческая природа падшая, а значит греховная и слабая, то человек немощен и тяжело выстаивает против тех соблазнов, которые появляются с увеличением богатства. «… Приращение богатства более и более возжигает пламя страсти и делает богачей беднее прежнего: возбуждая в них беспрестанно новые пожелания, заставляет через то сознавать всю свою нищету» . Богатому человеку более, чем другому угрожают возрастание потребностей пропорционально растущему достатку, скупость, корыстолюбие, все пороки, связанные с удовлетворением желаний плоти. Но если дух главенствует над душой и телом, то с Божией помощью человек побеждает все соблазны и искушения, так усердно навязываемые современным миром.

Святитель Феофан Затворник Вышенский, поясняя данный отрывок говорит о важности расположения сердца: «коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего не имеющий; такому открыта дорога в Царствие». Ведь можно быть богатым и ощущать себя бедным, а можно быть бедным и чувствовать себя богатым.

Важную мысль добавляет здесь святитель Феофан : « Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить» . И святитель Иоанн подтверждает, что слова Христа свидетельствует о том, что «немалая награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно» . Продолжая мысль святителей, можно сделать вывод, что заниматься предпринимательством, развивать свой бизнес не грех, только важно, как использовать приносимую прибыль, на что уже св. Феофан и дал указание в своем письме – «благотворить». Тогда в мире будет действенна поговорка : «Чем больше богатых — тем меньше бедных». И богатые будут спасаться через бедных, оказывая им помощь. Об этом же, напомним, были и слова Спасителя юноше – не просто кому-либо раздать вырученные деньги от имения, а конкретно нищим.

Призывая богатого юношу к нестяжательности, Господь предлагает и дальнейший путь к деятельности»: «и следуй за мною», т.е. поясняет уже святитель Феофилакт Болгарский «и во всех прочих отношениях будь Моим учеником, всегда следуй за Мной, а не так, чтобы сегодня следовать, а завтра нет». Для нынешнего времени это указание на то, какой должна быть наша деятельность – согласная во всем с христианским вероучением, не противоречащая нравственным законам христианской морали. Критерий — не идти на сделки со своей совестью.

Сегодня предоставляется много путей для ведения успешного предпринимательства, но, учитывая вышесказанное, перед открытием и каждого нового дела следует смотреть на согласованность его с христианским мировоззрением, следует предвидеть конечный путь производимого продукта. И в случае невозможности взять на себя ответственность за разумное использование производимого товара, предоставляемых услуг, при невозможности избежать негативных последствий их потребления — лучше и не браться за эту деятельность. Не навреди и благо сотвори! – вот девиз, которым может руководствоваться деловое сообщество. Производимый продукт должен созидать, а не разрушать материальный и духовный мир, в котором мы все живем.

Подводя итог вышесказанному,  можно сделать вывод, что православие и бизнес не противоречат друг другу, спасение доступно всем. И как утверждал  Феофан Затворник: «Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему».