Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

«Важная идея» выше экономической выгоды

EfremovVВячеслав Ефремов — президент холдинга «ОТЭК Групп»

Почти каждый православный предприниматель задумывался над тем, каким принципам стоит следовать, развивая свой бизнес, какому проекту отдавать предпочтение, а от какого стоит отказаться. На мой взгляд, выбор сделать несложно, нужно лишь провести небольшой анализ.

Любой инвестпроект должен иметь обоснование экономической целесообразности, объема и сроков капитальных вложений. Он не может обойтись без разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством проектно-сметной документации, а также без бизнес-плана.

Без соблюдения этих технических характеристик, проекта просто не существует для любого предпринимателя, независимо от того, православный он или нет. Особенность же подхода православного человека к принятию решений состоит в том, что он строит всю свою жизнь с учетом евангельских ценностей, а не на инстинктах. И не важно, занимается он бизнесом, выполняет другую работу или уже вовсе не работает.

У православного предпринимателя при выборе проекта, кроме экономической целесообразности, бизнес-плана и т.д. — всегда должен присутствовать фильтр в виде нравственных императивов. По аналогии с хорошими актерами, которые очень тщательно подходят к выбору сценария и не пойдут на сделку с совестью даже, если им предлагают большие деньги за сомнительную роль…

Если проект отобран, пройдя через такие фильтры, он всегда будет полезен, как экономике, так и конкретному предпринимателю/бизнесмену. В таком проекте всегда можно найти «душу», а не одну «механику» в выполнении неких действий. И такая работа приносит моральное удовлетворение предпринимателю. Но только тому, который на получение такого удовлетворения настроен.

Одна из структур нашей группы компаний занимается разработкой крупных, системных проектов в сельском хозяйстве, в частности, в животноводстве, реализация которых позволит изменить положение в отрасли в лучшую сторону, и мы всегда выстраиваем такие проекты с четкой социальной ориентированностью. Основа таких концепций — социально-ориентированные цены на производимую продукцию.

Знаю многих «коллег по цеху», которые руководствуются не только «механистическими» критериями: доходность, сроки возврата инвестиций и др., но и хотят быть причастными к реализации идей, которые для страны в настоящий момент являются особенно важными. Притом, что коммерческая составляющая в таком случае может выглядеть не самой привлекательной. Но «важная идея» позволяет предпринимателю реализовать свои гражданские права, патриотические чувства, что, в конечном итоге, консолидирует наше общество, в котором образовалась вселенская «пропасть» между бедными и богатыми.

В этой связи было бы исключительно правильно, если бы государство поощряло предпринимателей, которые берут на себя труд реализации социально-значимых проектов. И вовсе не обязательно, чтобы это поощрение приобретало формы «денежного участия», хотя, есть суперзначимые темы, в том же животноводстве, например, в секторе производства говядины, где участие государства на иных, более привлекательных финансовых условиях, означало бы фактическое спасение этой подотрасли. Поощрение могло бы быть и моральным, некоторые формы такого поощрения мы готовы предложить.

А тех людей бизнеса, которые видят в своем деле только возможность «делать деньги», нужно готовить к тому, чтобы моральное удовлетворение от своего дела стало им не чуждо. И было бы естественно, если бы функцию такого воспитания взяла на себя Церковь совместно с представителями гражданского общества.