Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Дом призрения купца Брусницына

Петербургский купец Первой гильдии, владелец крупнейшего в столице кожевенного завода Николай Николаевич Брусницын сидел в своём рабочем кабинете и, надев очки, внимательно вглядывался в развёрнутый перед ним на столе рулон бумаги. Это был архитектурный проект нового здания, которое Николай Николаевич задумал вскорости построить. План купцу нравился. «Не ошибся я с архитектором! Настоящий мастер!» — одобрительно проговорил Брусницын. И оказался прав: Павел Сюзор, которому купец доверил проектировать свою новую постройку, через несколько лет возведёт одну из архитектурных жемчужин Петербурга — знаменитый Дом компании Зингер на Невском проспекте. Однако его нынешняя работа была ничуть не менее важной. Известный столичный архитектор спроектировал для купца Брусницына Дом призрения!

Слушаем статью по ссылке

Это был во всех отношениях масштабный проект. В огромном трёхэтажном кирпичном здании планировалось поместить детский приют, богадельню для престарелых рабочих и бесплатную больницу. Да и сумму на реализацию своей задумки Николай Николаевич выделил по тем временам колоссальную — полтора миллиона рублей! И вот, в тысяча восемьсот девяносто седьмом году мечта Брусницына стала явью: приют открыл свои двери для тех, кто нуждался в крыше над головой, куске хлеба, заботе и лечении.

Бездомные сироты, маленькие беспризорники и старики, брошенные без помощи доживать свой век, всегда вызывали в сердце купца острую жалость и сострадание. Сам Николай Николаевич сиротой не был, однако с малых лет знал цену куску хлеба: в Петербург из Тверской губернии его родители приехали простыми бедными крестьянами. Своим усердием и с Божьей помощью Брусницыным удалось выйти в люди, стать богатыми и известными промышленниками. С тех пор и отец Николая, и его братья, и он сам всегда старались помогать тем, кто в нужде. Давали денег приютам, богадельням, жертвовали храмам для раздачи нищим. Николай Николаевич был попечителем Шестого городского сиротского дома и Евгениевского детского приюта для арестантских детей, финансировал устройство больницы Общества попечения о бедных и больных детях. Однако Брусницына не оставляло чувство, что можно сделать больше. Его Дом призрения стал воплощением этих чаяний и стремлений.

На освящении Дома присутствовал, благословивший это доброе начинание Брусницына, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Более ста пожилых людей и около двухсот сирот в возрасте от двух до двенадцати лет постоянно проживали в устроенном Николаем Брусницыным благотворительном учреждении. Старики и дети были полностью обеспечены всем необходимым; в Доме призрения работала школа и учебные мастерские. Богослужения его обитатели посещали в своей домовой церкви во имя святого Николая Чудотворца.

Через некоторое время рядом с Домом призрения Николай Николаевич построил трёхэтажную больницу для всех малоимущих жителей Петербурга, во флигеле которой располагались квартиры для врачей, а перед входом была выстроена небольшая часовня.

Сам император Николай Второй с супругой Александрой Фёдоровной приезжали осмотреть Дом призрения и больницу и выразили Николаю Николаевичу Брусницыну свою высочайшую благодарность за помощь несчастным и обездоленным.

Дом призрения Брусницына был одним из самых крупных благотворительных учреждений Петербурга. Именно таким и задумывал его Николай Николаевич, желая пригреть как можно больше несчастных, нуждавшихся в заботе людей.

Источник: рубрика «Имена милосердия» Радио ВЕРА