Благотворительность завтра: тренды, которые меняют социальную сферу

В рамках первого дня Российского инвестиционного форума в Сочи особое внимание было уделено теме социального предпринимательства и благотворительности. Одной из ключевых дискуссий стала сессия «Благотворительность завтра: тренды, которые меняют социальную сферу», организованная Фондом «Росконгресс».

Писатель Александр Цыпкин, модерировавший сессию, отметил последние тенденции в благотворительности: уход от якорных доноров к небольшим, но массовым пожертвованиям, появление в отрасли профессиональных кадров, ее популярность среди молодежи.

Тему продолжила директор АНО «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солдунова, которая обратила внимание на интересную тенденцию — НКО становятся фабриками социальных инноваций. Она напомнила про телефоны доверия, которые были придуманы и внедрены именно некоммерческими организациями. Однако «чудесные и нужные разработки с трудом пробиваются в мейнстрим, и это большая проблема», — добавила Елена Тополева-Солдунова.

Генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева уверена, что целевой капитал — один из инструментов, который способен помочь НКО стать устойчивыми, заниматься инновациями и быть независимыми.

Руководитель ГБУ здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы» Анна Федермессер подчеркнула, как важно привлекать внимание властей, в том числе региональных, к социальным проблемам и отметила, что сегодня ведущие благотворительные организации, к сожалению, сами вынуждены заниматься законотворческой деятельностью.

Директор благотворительного фонда «Старость в радость» Лиза Олескина отметила, что количество и качество проблем, которые необходимо решить в социальной сфере так велико, что долг и благотворительных организаций, и органов власти перед обществом в том, чтобы совместно конструктивно работать. В августе 2017 года Президент Российской Федерации поручил разработать систему долговременного ухода за пожилыми людьми, после чего НКО вместе с Минтруда сформулировали комплекс мер, которые будут внедрены в пилотных регионах в ближайшие три года, а затем будут масштабированы на всю страну.

Заместитель губернатора Архангельской области, руководитель представительства Архангельской области при Правительстве Российской Федерации Елена Кутукова отметила, что регион сталкивается со всеми упомянутыми проблемами, но старается развивать социальные и благотворительные программы.

Серьезным барьером является недоверие к благотворительным фондам со стороны общества, считает заместитель директора благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Фатима Мухомеджан. «Мы частный фонд, нам не нужно привлекать средства. Мы дарим жителям регионов, включая малые города, культурные мероприятия очень высокого уровня – гастроли лучших столичных театров, маэстро Спивакова и НФОР, ансамбля Моисеева. Наши мероприятия благотворительные, билеты распространяются бесплатно через сайт – но даже в этом случае мы сталкиваемся с сомнением, недоверием со стороны зрителя. Люди регистрируются на мероприятие, а потом не приходят. Здесь очень важную роль играют СМИ, которые должны рассказывать о хороших делах, о меценатстве, которые формируют образ благотворительности в сознании людей». Проблемой Фатима Мухомеджан назвала отсутствие внимания к деятельности НКО со стороны СМИ. Модератор панельной сессии предложил руководству фондов написать консолидированное обращение к журналистам, что было поддержано аудиторией.

Исполнительный директор благотворительного фонда Зиявудина Магомедова «ПЕРИ» Дмитрий Томчук основными трендами назвал высокие технологии в благотворительности, открытость, использование big data и правильный product management.

О корпоративной социальной ответственности рассказала президент благотворительного фонда «В ответе за будущее», ООО «Амвэй» Анна Сошинская, сделав акцент на переход от спонтанной благотворительности к институционализации этого процесса. «При этом пока социально ответственных представителей среднего и малого бизнеса не так много, как хотелось бы», — отметила спикер.

О нескольких интересных кейсах Mastercard рассказал старший вице-президент компании, глава по России, Казахстану, Белоруссии и Армении Алексей Малиновский. Двумя основными своими активами компания считает людей и технологии, и оба этих актива вовлечены в программу социальной ответственности. «Наши сотрудники хотят помогать, делать добрые дела. Хотят быть волонтерами, но не всегда понимают, как это сделать. Второй момент — как найти на это время. У нас есть правило, что в год каждый сотрудник может взять пять оплачиваемых дней и посвятить их волонтерству», — поделился опытом компании Алексей Малиновский. Он также рассказал о совместном проекте с фондом «Дети-бабочки» — стендах, к которым достаточно просто поднести банковскую карту, чтобы помочь организации.

Алена Куратова, учредитель и председатель благотворительного фонда «Дети-бабочки» рассказала о другом digital-проекте организации совместно с Почтой России, Mastercard и Uniteller. Речь идет о QR-коде, который активирует в смартфоне окно с платежной системой и возможностью быстро перевести фонду определенную сумму. Алена Куратова резюмировала, что общество двигается к цифровизации и интеллектуальное волонтерство набирает силу.

Любопытной статистикой поделился с присутствующими директор по развитию b2b-продуктов электронной коммерции QIWI Георгий Коннов. Два года в компании думали, как сделать онлайн-пожертвования максимально простыми. В итоге был проведен эксперимент: после оплаты в интернет-магазине появлялся баннер с опцией пожертвования в благотворительный фонд. Число жертвователей выросло в 500 раз. Сейчас компания хочет понять, как мотивировать людей совершать повторные платежи в НКО.

Одним из последних выступил лауреат Нобелевской премии мира, советник ректора, научный руководитель мегалаборатории Far Eastern Climate Smart Project ФГАО УВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ), директор Европейского средиземноморского центра климатических изменений Риккардо Валентини. «Нам нужны технологии, но сейчас в умах многих они остаются чем-то для богатых. Я думаю иначе, — сказал спикер. — Любой человек должен иметь свое место и назначение в этом глобальном трансформационном процессе. В Италии сейчас много говорится о том, как использовать высокие технологии в образовании. Я считаю, что нужно делать хай-тек школы только в самых бедных районах, дать детям надежду». По мнению Риккардо Валентини, социальным и благотворительным организациям стоит также обратить внимание на продовольственную и экологическую безопасность.

Об экологической безопасности и проблемах озера Байкал рассказали завершавшие сессию директор АНО «Центр развития экологических и социальных проектов» Максим Токарев и генеральный директор фонда «Озеро Байкал» Анастасия Цветкова.

Источник: rusinvestforum