Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Московский купец Степан Алексеевич Протопопов

Каждый раз, проезжая в своём экипаже по Пречистенке, московский купец Степан Алексеевич Протопопов останавливался и подолгу с восхищением смотрел на грандиозную стройку — возведение Музея изящных искусств. Его строили по образцам лучших музеев Европы, и было очевидно, что денег на строительство требовалось немало. И вот, когда Степан Алексеевич в очередной раз проезжал мимо забранного в строительные леса фасада с колоннами, он вдруг в сердцах хлопнул себя по лбу и сказал: «Да что же это я всё издалека любуюсь! Пора и самому в нужном деле поучаствовать!»

Слушаем статью по ссылке

На следующий же день Протопопов отправился к Ивану Владимировичу Цветаеву, организатору и руководителю строительством музея. После недолгой беседы, Степан Алексеевич предложил ему свою помощь, которую Цветаев с радостью принял. Впоследствии на средства, пожертвованные купцом Протопоповым, в музее был открыт Ассирийский зал. Степан Алексеевич финансировал изготовление нескольких дорогостоящих копий древних артефактов, отделку и убранство.

К науке Протопопов вообще относился с большим уважением. Он и коммерцию рассматривал исключительно с научной точки зрения и не одобрял тех своих коллег, которые подходили к торговому делу по старинке, руководствуясь лишь перспективой выгоды. Зато он всегда был готов помочь, если кто-нибудь из купцов, пренебрёгших научным подходом, вдруг разорялся. Таких случаев было немало, и Протопопов даже учредил специальную Кассу вспомоществования обнищавшим лицам купеческого сословия.

Степан Алексеевич мечтал популяризовать экономическое образование, поэтому с огромной радостью поддержал московское Общество распространения коммерческого образования, куда входили такие видные и представители купечества, как, например, Павел Третьяков. Протопопов пожертвовал Обществу земельный участок и пятьдесят тысяч рублей, на которые был построен московский Коммерческий институт. Степан Алексеевич учредил несколько стипендий, позволявших ежегодно поступать в этот институт представителям беднейших сословий.

Участь бедных и сирот всегда волновала купца Протопопова. Сам он рос в благополучной семье с устоявшимися традициями, но когда думал о том, сколько детей лишены родительского тепла и не имеют элементарных условий для жизни, сердце его сжималось. В тысяча девятьсот втором году Протопопов на собственные средства открыл Убежище для детей-сирот. Практически одними его пожертвованиями существовал и Приют Цесаревны Марии, где воспитывались дети осуждённых и отправленных на каторгу в Сибирь родителей.

Большое усердие проявлял купец по отношению к Церкви. Много лет он был старостой Успенской церкви на Могильцах, и заботился о храме, как о родном доме. Степан Алексеевич внёс щедрое пожертвование на реставрацию храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе.

А Ассирийский зал ныне Государственного музея имени Пушкина и по сей день остаётся одним из самых интересных. Мало кто знает, что его появлению мы обязаны купцу Протопопову, но Степан Алексеевич на это бы не обиделся — он был скромным и делал добро не ради славы, а по велению сердца.

Источник: рубрика «Имена милосердия» Радио ВЕРА