Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Про тех, кто в Тереме живет, да радость людям куёт

Если пройти по Великому Новгороду, то можно увидеть немало изделий фирмы «Теремок»: от автобусных остановок и ярких игровых комплексов на детских площадках, до цветочниц и оригинальных кованых скульптур. В этом году, в честь своего 25-летия, фирма выковала дерево любви для молодоженов и безвозмездно подарила его городу. Не многие предприятия в России могут гордиться своей созидательной деятельностью, столь осязаемой, востребованной, облагораживающей городскую среду и радующей глаз и эстетический вкус людей. Но не только за это комиссия «ОПОРЫ РОССИИ» по ценностно-ориентированному предпринимательству отметила предприятие премией «Лучший созидательный проект» в рамках премии «Бизнес-Успех». А в большей степени за то, что бессменный директор «Теремка» Людмила Лукина смогла создать стабильный и успешный коллектив единомышленников-созидателей.

— Людмила Васильевна, что значит для вас эта награда в ряду других, которых было немало за 25 лет вашего руководства предприятием?

Да, у нас много почетных грамот, дипломов, благодарностей, но это особая, номинация, в которой впервые учитывалась не только экономическая составляющая, но и духовно-нравственная, и даже патриотическая. Учитывались социальная защищенность работников, благотворительность, забота о подрастающем поколении. То есть, те факторы служения обществу, к необходимости исполнения которых мы шли долгим и трудным путем. Эта награда вдохновила наш коллектив, помогла оценить себя со стороны, и убедиться, что мы двигаемся в правильном направлении.

— Наверное, это направление было избрано, когда вы придумали удачное название. Кстати, впервые слово «терем» упоминается в летописи «Повесть временных лет». На протяжении всей истории Руси оно означало жилище, крепкий дом, дворец с возвышением. А еще – дом внутри кремля,- это так символично для новгородцев. Как вам удалось создать атмосферу семьи и второго дома для коллектива?

— Начну с 1988 года, когда меня назначили руководителем участка нестандартного оборудования и сельхозмашин крупного завода радиоэлектронной промышленности «Элкон». Впечатление от первого знакомства было гнетущее: встретили меня недружелюбно. Иван Наумов – сварщик, партиец, огромного роста мужик так и сказал: «Под бабой работать не буду». Кто бы мог подумать, что в самые трудные времена он и другие мои подчиненные поддержат меня во всем! Но тогда в цехе с ветхими продуваемыми рамами было холодно и неуютно, люди работали в ватниках. Меня поразили эти ужасные условия труда. Участок был небольшой — чуть более десяти человек, но руководить им было нелегко. Поначалу рабочие отнеслись к моему назначению скептически, подсмеивались над любым моим промахом. И только когда увидели результат по утеплению и благоустройству цеха, когда, наконец, стали трудиться без верхней одежды, оценили мою искреннюю заботу, моё горение, — наши отношения потеплели. Уже в следующем месяце мы получили заказ на изготовление витражей. Потом на другие нестандартные и очень ответственные заказы. Но постепенно все стало рушиться. Не только у нас, на всех крупных заводах появились проблемы со сбытом, простои, вынужденные отпуска, массовые сокращения.

— Да, Перестройка и демократизация, заявленные лидером КПСС, не создали прорыва в экономике, скорее даже наоборот – привели к ее упадку. Наверное, надо иметь железный характер и уверенность, чтобы в одиночку противостоять возникшим обстоятельствам. У вас не было желания всё бросить, «сдать» завод и убежать?

— Никогда. Притом, я была не одна. Нас было десять безумцев, как нас называли. Многие из них и сейчас рядом. Тогда мы неимоверными усилиями спасали участок нестандартного оборудования,– все, что осталось от большого завода. Моей «правой рукой» стал Владимир Евгеньевич Лузанов, мастер на все руки. Он и теперь не заменим. Большой вклад в становление «Теремка» внесли Иван Григорьевич Наумов, Валентин Алексеевич Спиридонов, Борис Максимович Милащенко (Царствие им небесное) и другие. Это было действительно тяжелое время. Стрессы валили людей. Только в нашем ремонтно-механическом цехе за эти перестроечные годы умерла половина квалифицированных сотрудников. Другие, с высшим образованием соглашались на любые вакантные места: уборщиками и подсобными рабочими, продавцами на рынки, чтобы хоть как-то прокормить семьи. Особенно страшными были зимы, когда за долги на заводе отключали отопление, замерзала канализация. Два года руководство «Элкона» металось в поисках нестандартных решений навалившихся проблем. Менялись конкурсные управляющие. А мы продолжали арендовать участок, выпускали товары ширпотреба: тяпки, кресты, памятники, то, что было востребовано. Когда прошел слух, что завод собираются продать инвесторам из Бельгии, мы встревожились и решили защищаться любой ценой. Мужики, а они почти все охотники, готовы даже были взяться за оружие…

— Хорошо, что не пришлось. Но тогда уже  были законы, которые позволяли открывать И.П. , Ч.П., ЗАО.  Появились кооперативы, семейные фирмы, акционерные общества. Процесс реорганизации госпредприятий шел повсюду в стране. Вы  могли законно отстоять свои права, выкупить помещение. Конечно, при наличии первоначального капитала, смелости и юридических знаний …

— Мы так и сделали. Видимо, наша решительность и упорство заставили руководство завода принять решение о продаже нам небольшого склада. Здание было в ужасном состоянии — всё ободрано мародёрами. Но мы его отремонтировали, протянули коммуникации, сделали свою подстанцию. Юридически оформить организацию ТОО «Теремок» помогли студенты. Мы стали самостоятельно искать заказы. Делали ворота, двери, ограды, скамейки по заказам населения. Зарплаты были небольшие, потому что приходилось всё вкладывать в производство, в металл и материалы. Чем мы только не занимались, чтобы заработать этот первоначальный капитал! Организовали женский кооператив по пошиву одежды и продажи её по деревням. Шили вечерами, после работы и в выходные. Объездили всю Новгородскую область. Потом завели в сарайчике под окном свинок, т.к. дыхание голода уже чувствовалось везде. Когда люди стали падать в обмороки от недоедания, мы решили организовать свой общепит. Договорились с мамой нашего слесаря. Она  готовила дома и  привозила  горячую еду прямо в цех. Эти обеды продолжались около 10 лет. Люди стали веселее, увереннее, стали дорожить своим рабочим местом. Именно тогда сложилось крепкое ядро коллектива. Участок увеличился до 50 человек, пришли дети и родственники наших работников. В 1995 году наша продукция уже была представлена в универмагах города. Когда появились   мини-рынки, они  стали заказывать  лотки,  ограждения, заборы. В 1997 году на промышленной выставке в Москве мы приобрели универсальный кузнечный станок МЕТАЛКРАФТ. Это стало новой вехой нашего развития. Вырос ассортимент, качество и художественный уровень изделий. Росли профессионально и наши кадры.

— И одной из «точек роста», если можно так сказать, стала ваша дочь Виктория? Как вы смогли убедить её пойти по вашим «стопам», увлечь таким неженским делом, как обработка металла?

Она наблюдала с детства как мы «горели» на предприятии. Когда Вика была школьницей, мы с ней побывали в Париже. Гуляли по улицам, паркам, осматривали дворцы, храмы, просто красивые дома. Она тогда уже решила, что будет подражать этим французским мастерам. Увлеченно собирала книги, альбомы с красивыми иллюстрациями интерьеров, кованых лестниц, карнизов, балконов. Как только окончила институт, пришла в «Теремок», тогда еще не понимая, какие трудности придется пережить. Впоследствии в интересах производства она закончила второй и третий институт. Она стала незаменимой помощницей, обогатив наш Теремок новым, современным подходом к решению технических и производственных задач.

Сейчас, оглядываясь назад, я сожалею, что не вела дневник. По сути, мы создавали предприятие новой экономики России на развале и пепелище старой, советской. И почти каждый день этой истории заслуживает описания.

-Но сегодня, когда все трудности позади и предприятие твердо стоит на ногах, что Вас тревожит или беспокоит?

Как всегда – люди. Многие работают на предприятии со дня его образования. За это время мы стали единой семьей. У нас несколько семейных династий, поэтому состояние здоровья моих сотрудников – душевное и физическое – волнует меня всегда. Если кто-то из них оказывается в тяжелом положении, помогаем всем, чем возможно – ищем специалистов, оказываем финансовую поддержку. Люди – это главное. Например, как-то у одной из сотрудниц заболела сестра — разве могла она в то время полноценно думать о работе? Конечно, нет, и мы это понимали: нашли лучших врачей, заплатили за лекарство, частично и за лечение. Сейчас эта женщина живет полноценно, нянчит внуков. Или другая ситуация – сложности со здоровьем возникли у нашего бригадира. Тогда мы поехали в Москву, раздобыли специально рекомендованный медицинский прибор, нашли методики лечения и самостоятельно проводили процедуры. Спасли человека.  Интересно, что потом он продолжал трудиться в «Теремке», даже выйдя на пенсию.

Как руководителя волнует меня также проблема алкоголизма. Проще всего уволить слесаря или сварщика за пьянство, а помочь ему, простить, поверить в него, — трудно. И все равно я не понимаю, как можно растить кадры до высокого профессионального уровня, а потом выгонять? Алкоголизм – серьезная проблема, и присуща не только нам, но мы приняли решение бороться. Несколько человек прошли курс лечения и реабилитации по методу Довженко. Знаете, когда у людей наступает долговременная ремиссия, — нам это приносит настоящую радость, и мы поддерживаем их.

— Но Вы и о чужих, совершенно незнакомых людях заботитесь. Знаю, что не раз получали благодарности от властей города за участие в благотворительных акциях и спонсорской помощи. Насколько эта миссия затратна для вашего предприятия?

— Конечно, затратна и сказывается на прибыли и наших зарплатах. Но, согласно библейской заповеди, мы должны помогать ближнему, особенно больным, обездоленным, скорбящим…

Например, новгородцу Александру Кудлаеву, попавшему в серьезную аварию, оказываем содействие с 2000 года. Кроме финансовой помощи, изготовили и установили в его квартире турники и приспособления для поддержания здоровья, а также пандус в подъезде, что для инвалида-колясочника, как Вы понимаете, — назаменимо.

В  2004 году, 1 сентября,   весь российский народ переживал  захват боевиками школы в Беслане. Наблюдали по телевидению ход развязки этой трагедии и мы. Тогда удалось оказать  помощь одной из жительниц, потерявшей двух внучек. В 2015 году наши печки-буржуйки отправились в Донбасс, где очень пригодились замерзающим людям, оказавшимся в зоне военных действий. Недавно общественная организация ветеранов попросила установить арку, чтобы облагородить территорию памятника жертвам политических репрессий при создании Сквера памяти. У города денег не было. Мы безвозмездно изготовили и установили на бетонном основании металлическую арку входа в этот мемориал. Дарим детские площадки, качели…, всего не перечислить, и мы и не стремимся — благотворительность не должна выставляться на показ.

Мы прошли через многие трудности, и иногда мне кажется, что одним из наших главных достижений стало то, что мы создали фирму высокой социальной ответственности. Как и в лучших традициях российского дореволюционного православного предпринимательства, в нашей работе главное —  увлеченность любимым делом,  товарищество, взаимовыручка, благотворительность, нестяжание и бескорыстие.

— В вашей биографии было немало событий сложных, драматических.  Откуда Вы черпали духовные силы? Мне вспоминаются подобные эпизоды жизни и подвигов  прототипов  книги Митрополита  Антония Сурожского «Встреча». В ней, в частности, рассказывается, как в периоды тяжелого душевного напряжения, страданий, и отчаянья, люди начинают верить в Бога, откуда-то приходит потребность в молитве, в помощи высших сил. И это происходит через встречи с каким-то человеком, событием или книгой, переворачивающим мировоззрение. Была ли у вас такая встреча?

— Помню, как на пике Перестройки и гласности меня выдвинули кандидатом в депутаты Областной думы. Доверенным лицом стала Ирина Варфоломеева Тарасова, в прошлом журналист, приехавшая в Новгород из Казахстана. Интеллигентный, высоконравственный и глубоко верующий человек. В какой-то степени ее участие в жизни нашего «Теремка» стало основополагающим. Ирина стала для меня не просто подругой — она поддерживала духовно и морально, в производственных и житейских трудностях, давала бесценные советы. Она познакомила меня с Николаем Денисенко, автором книги «Сын человеческий. Путь». Эта книга стала своеобразным благословлением выбора моего пути – строительство предприятия, которое стало смыслом моей жизни.

Когда под натиском обстоятельств «Теремок» едва не перестал существовать, мы втроем молились и просили Божьей помощи. И помощь приходила чудесным образом. Тогда мы сделали вывод: «Бог помогает идущему», а позже я нашла эти строки в Библии: «Дорогу осилит идущий».

Постепенно потребность в духовной помощи, в молитве, в благословлении на какие-то важные и трудные дела стали ощущать и другие работники. Так, партнерами и добрыми друзьями стали нам служители храма Святого благоверного Великого князя Александра Невского в Великом Новгороде. Не раз благословлял нас на трудовые и личные дела настоятель храма протоиерей Сергий Мельников, наш большой друг и духовный наставник. Теперь уже стало традицией, что на предприятии проводятся молебны.

— Людмила Васильевна, Вы осилили свою «дорогу», добились успехов и признания: в городе вас хорошо знают,  многие изделия «Теремка» вошли в каталог «100 лучших товаров России», другие – проходят сейчас конкурсный отбор, чтобы войти в Реестр российской национальной сувенирной продукции. Есть ли у Вас новые рубежи и цели?

— Конечно. Развиваем новые технологии, внедряем современное оборудование. Хотим перенять опыт европейских коллег, которые используют необычные сочетания материалов: металл-дерево, металл-стекло, металл-пластик, металл-бетон. Это то, что в Европе уже входит в быт людей. Но наши мастера, художники и дизайнеры сделают  это своим почерком, с русским колоритом. Для нас в приоритете — возрождать и сохранять наши, исконно русские традиции, популяризировать народные промыслы. Для привлечения молодых и талантливых кадров организуем мастер-классы по горячей и холодной ковке. Давно и успешно сотрудничаем с учебными заведениями. В будущем планируем создать собственную программу обучения кузнечному мастерству. Привлекая детей и молодежь к данным мероприятиям, мы мотивируем новое поколение России помнить о своей истории, традициях, культуре и передавать эти знания в будущее.

В реалиях современной России хочется, чтобы наш традиционно русский подход к ведению бизнеса, с обязательным и милосердным отношением к людям, к своей Родине и  городу стал  ключевым и для других предпринимателей.  Большое спасибо организаторам проекта «Опора-Созидание» и учредителям премии «Бизнес-успех» за признание, а также за возможность поделиться своим опытом и пообщаться с коллегами, разделяющими наши ценности и наш подход к творчеству и созиданию.

Интервью вела Любовь Лебедева