Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Иван Хаминов делал для иркутян так много, что в городе даже родилась поговорка: «Я ведь не Хаминов, чтобы везде жертвовать»

Про Иркутск 19-ого столетия говорили, что ни один сибирский город не может представить такого длинного списка замечательной буржуазии, как он. Под буржуазией подразумевалось щедрое местное купечество, которое с удовольствием занималось благотворительностью. Одним из тех, чьи добрые дела не забываются вот уже больше 130-ти лет, был Иван Хаминов.

Слушаем статью по ссылке

Его биография удивительна. Ребёнок из семьи мещан города Сольвычегодска приехал с торговым обозом в Иркутск. Служил «мальчиком на побегушках» в магазине, поднялся до приказчика и сумел выбиться в купцы. Карьеру сделал стремительно. Преуспел не только в торговле. Девять лет Иван Степанович занимал должность городского головы. Он входил во все благотворительные общества Иркутска. Финансировал проекты по благоустройству города. Жертвовал крупные суммы общественным учреждениям. Перечислял деньги беднякам. Словом, делал для иркутян так много, что в городе даже родилась поговорка: «Я ведь не Хаминов, чтобы везде жертвовать». И те же иркутяне, прогуливаясь вечерами по центральной улице города – Амурской, были чрезвычайно довольны тем, что можно совершать променад без риска подвернуть себе ногу. 76 фонарей, поставленных Хаминовым, освещали людям дорогу.

Иван Степанович долгое время служил старостой Харлампиевской церкви и не жалел денег, когда ей потребовалось расширение или был нужен ремонт. В губернской гимназии благодаря Хаминову построили домовую церковь, а в Благовещенске каменный Николаевский храм. Две богадельни Сольвычегодска содержались исключительно на средства Ивана Степановича. Он купил трёхэтажное каменное здание и передал его иркутскому приюту для девочек, добавив к этому дару 50 000 рублей. А приюту для мальчиков подарил двухэтажный дом.

Просвещение – это та сфера, в которой Хаминов проявил себя особо. Он построил и обеспечил неприкосновенным капиталом иркутское Александровское училище. Открыл училище для слепых детей. Женской гимназии, в которой бесплатно обучались сотни девочек из небогатых семей, подарил свой деревянный дом. А когда здание сгорело в пожаре, Иван Степанович отдал под гимназию свой новый каменный дом. Барышни чувствовали себя едва ли не принцессами среди мраморных лестниц, хрустальных люстр и разноцветных витражей. 22 года благотворитель опекал это учебное заведение. В городе имелся Институт благородных девиц, но родители хотели, чтобы их дочери учились именно в хаминовской гимназии.

Больше миллиона рублей – и это по самым скромным подсчётам – пожертвовал Иван Степанович Иркутску. А в первый день Пасхи 1884-ого года горожан потрясло неожиданное известие: Хаминов скоропостижно скончался в возрасте 67 лет. Народу на похоронах была тьма. Власти города и губернии, духовенство, рядовые граждане, учащиеся с цветами в руках шли в траурной процессии. По настоянию прихожан Харлампиевской церкви, Хаминова, несмотря на то, что он не принадлежал к высшему духовенству, похоронили на её паперти. А имя благотворителя ещё долгие годы не сходило с уст людей. То и дело в городе слышалось: Хаминовские гимназии, Хаминовский приют, улица Хаминова. Люди помнили Ивана Степановича по делам его, которые чудесно преображали Иркутск в течение 34 лет.

Источник: рубрика «Имена милосердия» Радио ВЕРА