Роман Колпаков: «…Волонтеры, и заказчики видят друг друга на интерактивной карте»

Спросите себя, как часто на улице, в театре, магазине или другом публичном пространстве вы сталкиваетесь с человеком на инвалидной коляске? Скорее всего, не очень. Между тем людей, передвигающихся подобным образом, в России около 320 тысяч — это население такого города, как Калуга. Для многих из них выйти из дома — проблема. И не только выйти, но и, скажем, съездить на другой конец города. Обычное такси человеку на коляске не подходит — нужны специализированный транспорт и посторонняя помощь.

Три года назад инвалид-колясочник Роман Колпаков создал «Инватакси» — специализированную службу по перевозке людей с ограниченными возможностями здоровья. «Инватакси» пока работает только в Москве и Подмосковье, но запросы на перевозки людей, ограниченных в движении, поступают в службу со всей страны. Именно это, по словам Романа, и подтолкнуло его к идее специализированной интернет-площадки, которая объединила бы людей с инвалидностью, нуждающихся в перевозке, и добровольцев, желающих такую помощь оказывать. Сервис «Инватакси-автоволонтер» (инватакси.рф) создан и работает в тестовом режиме. Мы попросили Романа рассказать о новом проекте, который потенциально может существенно улучшить качество жизни российских инвалидов-колясочников.

— Многим нашим читателям знакома ваша московская служба «Инватакси», которая помогает перемещаться по столице людям с ограниченными возможностями, но это хотя и социальное, но все же коммерческое предприятие, оказывающее в основном платные услуги. В чем отличие нового проекта?

— Цель нового проекта — объединить на одной площадке волонтеров, готовых перевозить людей с ограниченными возможностями, и инвалидов, нуждающихся в такой помощи. К нам, в «Инватакси» постоянно обращаются из других регионов — даже из отдаленных сел.

Мы, увы, помочь не можем, но не исключено, что там, на соседней улице, есть человек, который может и хочет помочь. При этом далеко не везде есть специализированный транспорт или социальное такси. Так возникла идея — создать виртуальную площадку, на которой могли бы встретиться те, кто нуждается в помощи с теми, кто готов ее оказывать.

— В каком состоянии сейчас этот проект?

— Сейчас идет наполнение и тестовая обкатка. Регистрируем перевозчиков и людей с инвалидностью со всей России. Мои знакомые, например, недавно с помощью нашего сайта нашли в Москве волонтера. Кстати, мы работаем и в столице, потому что помощь волонтеров нужна и здесь. В Москве есть городское социальное такси. Город субсидирует эту службу, и тарифы там минимальные, но оно бывает перегружено, возникают очереди. А кто-то просто не может воспользоваться социальным такси, например, потому что у него не оформлена инвалидность.

— Ваш ресурс рассчитан только на инвалидов-колясочников?

— Нет, на все группы инвалидов. При регистрации человек с ограниченными возможностями обозначает степень своей инвалидности и какие условия перевозки ему необходимы, а волонтер решает, подойдет его транспорт для данного заказчика или нет. Соответственно, инвалид видит в профиле волонтера фотографию и описание его транспортного средства, кому тот уже помог, может почитать отзывы. Каждому добровольцу присваивается рейтинг. Интерфейс «Инватакси-автоволонтер» немного похож на то, как это реализовано на сервисе для поиска исполнителей youdo.com. Пока работает сайт, но в планах сделать мобильное приложение.

Еще одна наша «фишка» — и волонтеры, и заказчики видят друг друга на интерактивной карте. Человек с инвалидностью может напрямую обратиться к волонтеру, который ближе всего к нему территориально. К сайту привязан смс-сервис: заказчик-инвалид размещает просьбу, и когда кто-то из волонтеров откликается, то заказчику моментально приходит смс с контактами перевозчика.

— Похоже на современные службы такси типа «Яндекс.Такси» или Uber.

— Да, но там фиксированные тарифы, а здесь заказчик, если готов платить, сам устанавливает уровень компенсации услуг волонтера. И наш сервис абсолютно бесплатный и имеет простую и доступную регистрацию для всех.

— То есть услуги волонтера могут быть платными?

— Когда человек размещает просьбу о помощи на сайте, он может обозначить, запрашивает ли бесплатную помощь или может заплатить какую-то минимальную сумму за поездку. Мы считаем, что если есть такая возможность, то допустима некая, пусть и скромная, материальная мотивация добровольного труда — хотя бы на оплату бензина. Иначе после одной-двух поездок интерес волонтера зачастую пропадает.

— Возможно ли на каком-то этапе подключение к сайту служб такси, которые, скажем, будут с его помощью работать не на коммерческих условиях, а по правилам ресурса?

Теоритически возможно. Но дело не только в цене. Заказчикам нередко нужен спецтранспорт — просторный автомобиль, куда можно было бы загрузить и коляску. Кроме того, участие в проекте предполагает, что волонтер не просто подает машину к подъезду, а помогает сопроводить инвалида от квартиры к автомобилю и обратно. На это далеко не все таксисты готовы.

— Зарегистрироваться в качестве волонтера может любой?

— Да. Нужно лишь наличие мобильного телефона и водительских прав. Волонтер обязан при регистрации закачать скан водительского удостоверения. Это гарантия надежности и безопасности для заказчика.

— Есть ли какая-то статистика по проекту? Сколько перевозок осуществлено с помощью ресурса? Сколько представлено волонтеров? Какие города и регионы уже охвачены?

— Цифры пока невелики — проект на самом начальном этапе. Сегодня для нас главное — проинформировать как можно большее количество потенциальных заказчиков и волонтеров о существовании такого ресурса.

— Каким образом вы планируете доносить информацию до целевых групп?

— Через СМИ, региональные общества инвалидов, социальные сети.

— Есть ли аналоги подобных платформ в России или за рубежом?

— В России есть локальные группы в социальных сетях. За рубежом — не могу сказать. Мне пока не попадались.

— Ваш проект рассчитан только на Россию или планируете охватить другие страны?

— Потребность в подобном ресурсе в нашей стране огромна, поэтому мы хотим помочь прежде всего российским инвалидам.

— «Инватакси-автоволонтер» — это филантропический или бизнес-проект? Предполагается ли какая-то монетизация?

— Пока проект развивается полностью как благотворительный. Конечно, если наберется достаточный трафик, можно будет попробовать хотя бы частично его окупить, например с помощью контекстной рекламы.

— Вы свои личные средства вложили в разработку?

— Да.

— Не думали о получении каких-то грантов или субсидий?

— Мы собираемся разместить наш проект на одной из краудфандинговых площадок — попытаемся собрать средства на развитие. Это дало бы возможность сделать сайт более функциональным и разработать нормальное мобильное приложение.

— А если кто-то захочет помочь вашему проекту, примете такую помощь?

— Да, конечно. Можно напрямую обратиться ко мне. Моя электронная почта:  roman@invataxi.ru.

 

Подготовил Кирилл Ольгинский