Андрей Шапран после нашей пубикации в РР-онлайне ещё дважды ходил в летние рейсы «Св. апостола Андрея Первозванного» по Оби. «Просто, кто-то должен там снимать», – говорит он.От уже состоявшихся публикаций у меня тоже не осталось ощущения, что тема закрыта. Публика скользит взглядом по кадрам Шапрана, пробегает глазами текст. Фотоочерк уходит в архив и непонятно, оставил ли он вообще какой-то след.
Но год за годом корабль с батюшками и врачами опять уходит в свой рейс. Их работа не предполагает финального рубежа, так же к ней относится и фотограф. Наверное, есть смысл и нам снова отправиться вместе с ними, на этот раз не экономя место для фотографий.
Помимо обозначения социальных, гражданских, гуманитарных и других проблем, эти кадры, по-моему, прекрасно работают просто как хорошее кино, красивое, иногда немного гротескное, иногда — мелодраматическое, в какие-то моменты грустное и страшное, в какие-то —доброе и возвышенное. А главное, честное и — про жизнь обычных сельских людей. Такого кино сейчас почти не снимают. Редкая вещь.
Андрей Шапран:
«С миссионерским движением в Сибири я связан с 2001-го.
В конце года, когда мысленно сравнивал все поездки за прошедший год, каждый раз эта работа на Оби оказывалась для меня субъективно – в тройке лучших. Это возможность стать свидетелем течения совсем другой жизни, пусть и поверхностно, всего на три недели.»
больше десятка врачей-специалистов.
На каждой стоянке корабля к ним выстраивается
очередь сельчан.
В первую миссионерскую поездку, в 90-е, священники взяли с собой артистов – веселить народ. Но быстро стало понятно, что требовались не песни, а элементарные медицинские консультации, настоящая нужда у людей – в грамотных врачах, а веселья и по телевизору хватает.
В одном из первых рейсов, когда корабль отходил, за ним по берегу бежали люди и кричали «приезжайте еще!» — настолько велика была потребность в элементарном внимании с «большой земли»
Для сельских это – редкий шанс показаться офтальмологу, кардиологу, хирургу. Потом врачей и батюшек сажают в автобус и везут в села, куда кораблю не доплыть, а напрямую из города – без большого труда не доехать.
Порой автобус уходит за 100 км от берега Оби. И так продолжается три недели каждое лето. Один год корабль идет вверх по реке, другой год – вниз, на север.
Андрей Шапран:
«Картина в обе стороны по реке примерно одинаковая: запущенность. Районные центры далеко. Деревенским жителям к врачам попасть непросто или почти невозможно: дороги, очереди, затраты. От села к селу – на приеме у врачей преимущественно только женщины — одни или с детьми. Мужчины миссионеров посещают крайне редко.
Андрей Шапран:
«Городским жителям этого просто не понять: вот есть деревня, 50 или 100 км от районного центра. Жителям надо время от времени выбираться в районный центр. Маленьким детям — так и вообще регулярно: в деревне педиатра нет, он только через сто километров и то — единственный.
При этом автобус ходит туда раз в день или три раза в неделю. И каждая такая поездка — поступок. Представьте, что значит для родителей с детьми или для стариков — два-три часа трястись в ПАЗике? А если дорог нет? На севере район граничит с самым большим болотом в мире — Васюганье. Весной и осенью там все заплывает. Автобусное сообщение просто отменяют, потому что никто проехать не может. Дорога превращается в кашу. Только на лошади проедешь, и то с трудом. Мы как-то попали в такую коллею, машина не ехала, а плыла».
«Порой попадаешь словно на машине времени — на 50-60 лет назад. Что тогда, что теперь — картинки одинаковые. При этом впечатление от людей, живущих в селе, кардинально отличается от городских.
Ты можешь подойти к человеку, сфотографировать его или заговорить. В ответ очень часто приходится слышать слова благодарности, просто потому что обратился к нему. У людей, измочаленных десятилетиями безвременья — никакой озлобленности в ответ».
«…В селе нет школ… В некоторых – несколько домов жилых осталось. Поэтому детей собирают и отвозят в школы, которые в округе находятся. Я не знаю, насколько там преподаватели хороши, мне сложно судить. Но дети говорят безграмотно. Учителя бегут из сел, да и врачи бегут. Здесь повсюду красивые, открытые лица, ум в глазах светится, но у них нет возможности как следует учиться. Много многодетных семей, и конечно одна мама не в состоянии поднять всех детей. Женщины на селе изработанные — нередко в одиночку тянут семью. А мужчины пьют. А что им еще делать? Они просто себя не реализовали. Негде себя проявить на селе. Село умирает. Это главное и первое впечатление. Родители нередко – просто малограмотные.
Протоиерей отец Константин, один из главных организаторов миссии:
«Основной коллектив наш – люди, которые из года в год здесь, которые без этой работы уже не могут. Мы все прекрасно знаем – насколько нужны такие выезды.
За 19 лет мы увидели интересное преображение людей, от страшного отчаяния в 90-х годах до современной жизни, когда они уже смотрят вперед, не оглядываясь назад. Раньше в некоторых селах на одного рожденного было до 17 умерших. Теперь в большинстве сел рождается много детей, люди строят новые дома, они научились жить в новых реалиях.
И, самое главное, многие из них вернулись к своим духовным истокам, они вновь стараются строить свою жизнь по заповедям, которые нам дал Господь Иисус Христос».
Миссия в цифрах:
Корабль — Церковь «апостол Андрей Первозванный» в течении 19 лет курсировал в пределах Новосибирской области в 7 районах: Болотнинский, Мошковский , Колыванский, Новосибирский, Искитимский, Ордынский, Сузунский.
Самая северная точка с. Кругликово Болотнинского район, самая южная с. Мереть Сузунского района.
Идея Корабля — Церкви принадлежит протоиерею Александру Новопашину. Благословил ее ныне покойный преосвященнейший епископ Сергий (Соколов).
Посещено населенных пунктов 408.
Подвозилось на автотранспорте из других населённых пунктов 335.
Крещено 16 531 человек.
Исповедано 3693 человека.
Причастилось 3298 человек.
Отпето 1052 человека.
Освящено 3769 объектов.
Принято медицинскими специалистами 81 179 человек.
Оказана гуманитарная помощь (одеждой, продуктами питания) на сумму 7 375 537,5 рублей.
Меняется ли что-нибудь с течением времени в тех местах, куда приходит корабль-церковь?
Андрей Шапран:
«Миссионеров обычно обедом кормят в том селе, где они работают. Где-то гостеприимство просто зашкаливает, угощают чем богаты… Если сравнить с 2001-м, когда я ездил с миссионерами впервые, понимаешь, насколько бедно жило тогда село. В смысле достатка, продуктов питания сейчас, конечно, заметно получше. Но вот о медицине и образовании этого не скажешь.
И конечно, решить глобальные проблемы — дезориентации общества, ликвидации медицины, бегства учителей из села — миссия заведомо не может. Но я видел, что она помогает измениться отдельным людям… это заметно».
Людям необходимо кому-то доверять — доктору, священнику, Богу. Возможность доверять, впечатление, что о них помнят где-то выше или – ниже по реке, в большом городе, что кто-то может приплыть и помочь — вот это дает силы. Может, это и иллюзия частично, но силы-то она дает вполне реальные, чтобы жить, детей растить, что-то делать, двигаться куда-то. Хотя бы отдельным людям. Это важно, наверное.
Фотографии:
Андрей Шапран
Текст: Андрей Шапран/Артем Чернов