Рекомендации Общественной палаты РФ по итогам конференции на тему: «Нравственность, общественное развитие и гражданское общество»

obshhestvennaya-palata-rfОбщественной палатой РФ (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений проведена конференция на тему: «Нравственность, общественное развитие и гражданское общество» (далее – конференция).
В конференции приняли участие члены Общественной палаты, представители органов государственной власти, общественных и религиозных организаций, деятели культуры и искусства.
Участники конференции пришли к выводу, что на сегодняшний день в условиях все нарастающей угрозы разрушительных смертоносных идеологий, нивелирующих все достижения человечества, уничтожающих культурно-нравственные связи, невозможно переоценить необходимость и значение дискуссии о нравственных основаниях общественного развития.
Без повышения качества общественных институтов обеспечить необходимый уровень национальной конкурентоспособности, ответить на глобальные вызовы, защитить суверенитет Российской Федерации, гарантировать социальную справедливость, свободное духовное и нравственное развитие представляется невозможным.

Экономический сектор являлся приоритетным направлением развития Российской Федерации в течение двух последних десятилетий. Вместе с тем вопросы социального, культурного развития народов России как залог процветания общества требуют особого внимания. Современные исследования социальных институтов, свободные от идеологических мифов, свидетельствуют о том, что прочный нравственный фундамент служит необходимым условием для развития и существования практичных и устойчивых институтов. Без прочной этической основы самые совершенные формальные институты будут заполнены качественно иными, зачастую совершенно неприемлемыми социальными практиками.

Упрочение наших традиционных народных ценностей, таких как патриотизм, справедливость, свобода необходимы для повышения доверия общества к власти, культивирования желания граждан быть сопричастными развитию своей страны.
Выработка реалистичной стратегии возможна лишь при ясном понимании изменившейся природы российского общества. Экспертные исследования демонстрируют значительное развитие процессов индивидуализации, отмечают массовый поиск собственных идентичностей (социальных, этнических, религиозных).

На характере общественного развития сказываются последствия глубочайшей социальной дезинтеграции 90-х годов. Кризис семьи, не справившейся с вхождением подрастающего поколения в новые условия, утрата социального влияния культуры. До настоящего времени сказываются реформы, осуществленные под влиянием концепции школы компетенций, приведшей к забвению задачи воспитания – формирования из молодежи убежденных патриотов и граждан. Результатом таких реформ являются правовой нигилизм и недоверие к большинству государственных и общественных институтов.

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации, движение «Бессмертный полк» изменили общественные настроения, создали предпосылки для нравственных перемен.

Сегодня уже нельзя уповать только на правоохранителей, на новые законы и запреты. Мы подошли к пределу роста эффективности институтов на базе прежних легальных бюрократических доктрин. Упрочению нравственно-этического фундамента общественного развития нет приемлемой альтернативы. Эти императивные требования рождают спрос на специфические социальные ресурсы. Которые могут быть предоставлены только гражданским обществом. К ним, прежде всего, относится гражданская активность и ответственность, солидарность, забота об общем благе, защита прав и свобод человека.

Нравственность для русской культуры является той основой, без которой не может быть культурного достояния. Нравственность в культуре – это еще и особенная этика культурного процесса. Нравственно не только то, что художник изображает на картине, но и то как он видит свое художественное сообщество, как помогает другим художникам обрести самопонимание.
Важной этической позицией является сохранение вектора развития российской культуры, ориентирующегося на выработку современного культурного кода, который вмещает в себя как традиции так и новаторство. Культура является важной частью национального контекста, помогая миллионам людей чувствовать себя живыми здесь и сейчас. Решая чужие проблемы, пользуясь при этом чужим языком, мы лишь настаиваем на собственной провинциальной позиции. Лишь решая национальные задачи, возможно создать общезначимые образцы великого искусства.

Система образования должна быть одним из самых устойчивых институтов общества нашей страны, система воспитания с прочным нравственным фундаментом является главной опорой в развитии человека, развитии человеческого в человеке.

Прямая индоктринация в современном мире невозможна. Попытка заставить всех разделить единые ценности единственно правильную картину мира вызовет только негативный эффект. При этом однозначно полный отказ от функции воспитания со стороны государства приводит к деградации и разрушению общества. В современной ситуации ключевая задача воспитания – это самоопределение личности на основе ценностей. Но одновременно педагогика призвана соединять передачу исторического и духовного наследия России, ее ценностной базы с ознакомлением со всем многообразием присутствующих в мире мировоззрений и этических систем.

В системе образования нужно создавать ситуацию самоопределения, потому что в ситуации самоопределения человек обращается к ценностям и культурно-историческим образцам, поскольку именно они нужны ему для того, чтобы опереться на них. Особую важность в системе образования приобретает преподавание российской истории и литературы.

Сегодня проблема воспитания – это одна из ключевых проблем системы образования и общества в целом. Это связано в большей степени со стремительными изменениями в обществе. Прежде всего, необходимо возродить высокий статус учителя, способного оказаться на высоте своей социальной миссии, требований нравственного служения.

Необходим целостный подход ко всей системе социализации и социальной интеграции. Ее цель – гражданское и патриотическое воспитание, неразрывное с воспитанием нравственным. Прежде всего, оно должно опирасться на духовные героические и созидательные традиции.

Ситуация усугубляется тем, что, помимо общих вопросов этики, в современном мире необходимо самоопределение по сложным проблемным вопросам: по общественно-политической ситуации в стране, проблеме собственной жизненной стратегии.

Значение нравственно-этических и, соответственно, институциональных изменений в социальном секторе связано с тем, что в этом секторе высоко значима ценность социальной справедливости. Социальная справедливость проходит постоянные испытания. Нарушения ее норм в системах образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений и социальной помощи остро воспринимается во всех группах российского общества.

Выработка современных нравственных представлений, отвечающих, как общеспринятым в нашем обществе нормам морали, так и реальным условиям и требованиям дальнейшего развития – императив. Без этого крайне сложно строить этически приемлемые и одновременно эффективные институты.

Уроки прежних поражений требуют осознания их причин, трезвой оценки ресурсов успеха. Главный ресурс – живое нравственное чувство народа. В нем различают черное и белое, но зачастую хаотично, противоречиво. Здесь сказывается влияние нигилистических позиций российской интеллигенции, неразборчивость многих наших средств массовой информации (далее – СМИ). Задача – нравственная и этическая упорядоченность общественного сознания. Здесь нет другого пути, кроме общественного диалога в партнерстве со СМИ и видными общественными авторитетами.

В ходе дискуссии важно убедить активные группы общества отказаться от противостояния власти и общества, видеть как недостатки власти, так и ее реальные достижения и успехи. Миссия гражданского общества останется пустой декларацией без убеждения в его структурах новых этических стандартов.

Сегодня в структурах гражданского общества широко распространены представления о социальной справедливости, доставшиеся нам в наследие как от шедевров русской культуры – «сочувствие униженным и оскорбленным», так и от советского периода – «равенство для всех». В нем заметны заимствования из соцальных доктрин Запада, прежде всего, идея «государства благосостояния» — продукт успешной экономики 60-х-90-х годов.

Опорой перемен должны стать, прежде всего, слои и группы, где достаточно высока значимость нравственных ценностей в гражданском обществе. В настоящее время в ряде регионов страны общественные палаты ведут разработку стратегий развития гражданского общества, соответствующие материалы подготовлены в Общественной Палате.

Для перемен нужны яркие символы, примеры искреннего служения общественным интересам, следования принципам. Принципиальность должна вновь стать критерием. Яркие примеры служения являются демонстрацией того, что перемены возможны, что нравственность может стать фундаментом развития.

Дальнейшее повышение эффективности государственного управления немыслимо без развития этической системы государственной службы. Без нее органы власти никоим образом не могут себя проявить как эффективные управленцы, которые должны сегодня контролироваться гражданским обществом.

Общественный контроль – это та практика, которая формирует гражданскую ответственность каждого отдельного гражданина. Недопустимо использование возможности общественного контроля для реализации лоббизма, частных, а зачастую и корыстных интересов.

Система общественного контроля призвана выявлять не только факты нарушения законов, но и соответствие действий государственных и муниципальных органов нравственным принципам, не допускать, чтобы эти действия оскорбляли живое нравственное чувство народа.

Важным ориентиром общественного контроля должна стать система независимой оценки деятельности всех органов исполнительной власти. Общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти должны следовать принципам независимости, профессионализма и гражданской ответственности, демонстрировать принципиальность в отстаивании общественных интересов.

На основании вышеизложенного Общественная Палата Российской Федерации рекомендует:

Правительству РФ
Рассмотреть возможность:
1. Создания совместно с Общественной Палатой в рамках системы повышения квалификации и переподготовки руководящего состава органов исполнительной власти и гражданских служащих дисциплины, направленной на изучение нравственно-этических норм и требований.
2. Включения в систему аттестации государственных служащих оценки соблюдения этических норм и норм гражданской ответственности.
Российской Академии наук

Правительству РФ
Рассмотреть возможность:
1. Подготовки проекта программы президиума Российской академии наук «Нравственно-этическое измерение экономического и социального развития», в которую включить рассмотрение с участием Общественной Палаты методологических и теоретических проблем влияния нравственно-этических факторов развития системы социальных институтов, мотивации деятельности различных экономических, социальных и политических социальных субъектов, формирования позитивных моделей и стимулов социальной деятельности различных слоев и групп населения.

Российской академии образования
Рассмотреть возможность совместно с Общественной Палатой разработать предложения по интеграции программ преподавания дисциплин, имеющих большую нравственно-этическую компоненту (литература, история, обществознание, основы религиозных культур и светской этики и др.), с целью формирования на этой основе у учащихся целостного представления об основных процессах развития русской культуры, культур народов России как ценностной и нравственно-этической основы становления Российского государства и общества.

Объединенной комиссии по корпоративной этике при Российском союзе промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Совету Торгово-промышленной палаты РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности.
Рассмотреть возможность активизации деятельности комиссий по этике, повышения их регулирующего воздействия, направленного на поддержание нравственно-этических норм российского общества.

Общественному телевидению России
Рассмотреть возможность совметстно с Общественной Палатой организовать серию телевизионных передач «Герои нашего времени», в которой показывать яркие примеры гражданского служения, государственной и воинской верности нравственным устоям в непростых жизненных ситуациях.

Общественной палате РФ:
1. Приступить к разработке стратегии социализации и социальной интеграции в нашей стране, ориентированной на нравственное, гражданское и патриотическое воспитание. В рамках подготовки этой стратегии провести во второй половине 2016 года конференцию, серию семинаров, направленных на разработку концепции этой стратегии, сформировать соответствующую рабочую группу.
2. Продолжить разработку стратегии развития гражданского общества в России во взаимосвязи с разрабатываемыми стратегиями развития гражданского общества в субъектах Российской Федерации. Принять участие в организации и проведении всероссийской конференции, посвященной этой задаче.
3. На базе проведения форумов «Сообщество», совместно с общественными палатами субъектов РФ создать систему выявления и продвижения в средствах массовой информации (далее СМИ) лидеров общественного мнения, демонстрирующих образцы нравственности и общественного служения.
4. Совместно с общественными палатами субъектов РФ создать систему мониторинга интеграции лидеров некоммерческих организаций, проявивших себя в ходе форумов «Сообщество», систему функционирования региональных общественных палат, их вхождения в состав этих палат.
5. Стимулировать гражданскую ответственность и нравственно-этическую активность корпоративных структур, прежде всего, бизнес-сообщества и профсоюзных объединений. Организовать систематические общественные мероприятия, посвященные изучению соответствия деятельности этих структур общественным интересам, а также их комиссий по этике на предмет борьбы с нравственной индифферентностью, зачастую граничащей с попустительством.
6. Систематически, совместно с общественными палатами субъектов РФ, другими наиболее влиятельными структурами гражданского общества вести нравственно-этический мониторинг государственных решений, выявлять те из них, которые значимо затрагивают нравственные чувства российских граждан, оперативно разрабатывать рекомендации по их корректировке.
7. Вести на систематической основе анализ нормативных правовых актов на предмет их соответствия национальным традициями религиозным нормам, разрабатывать необходимые рекомендации, обеспечивающие реализацию конституционных норм и требований гражданского нравственно-этического развития.
8. Создать межкомиссионную рабочую группу Общественной Палаты по вопросам нравственно-этической оценки деятельности учреждений культуры, СМИ и блогосферы (далее – межкомиссионная рабочая группа). Выявлять продукты искусства, публикации, наиболее явно попирающие нравственно-этические нормы и ценности россиян, доводить оценки межкомиссионной рабочей группы до общества.
9. Провести общественные слушания на предмет анализа мирового опыта использования системы этического законодательства, подразумевающего все возможности не только наказания чиновников, нарушающих нормы морали, но и поддержки позитивного имиджа людей, которые сегодня проявляют себя на государственной службе как настоящие граждане и управленцы.
10. Систематически заслушивать комиссии по этике объединений бизнес-сообщества, корпоративных объединений и СРО на предмет эффективности их регулирующего воздействия, поддержания нравственно-этических норм российского общества.
11. Рассмотреть возможность создания на базе Общественной палаты группы общественного контроля в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ». Организовать взаимодействие этих групп с общественными советами при федеральных органах исполнительной власти в решении проблем.