Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

«Во главу системы нужно поставить здоровье человека» — Олег Петрович Паскар о программе «Здоровье на рабочем месте»

1Многие компании в России предлагают своим сотрудникам систему добровольного медицинского страхования. Почему возникает конфликт между медицинскими учреждениями и страховыми компаниями, и как от этого страдает пациент? В чем заключается суть и польза программы «Здоровье на рабочем месте»? Почему врачи навязывают пациентам ненужные анализы и лечение? Как вернуть совесть в медицину? Об этом и многом другом рассказывает Олег Петрович Паскар, Генеральный директор Межрегионального медицинского центра «Столица» и Института управления медицинскими проектами.

Дина Иванова, 24.11.2014

— Олег Петрович, расскажите, как родилась идея создать программу «Здоровье на рабочем месте»?

— 7 лет назад мы создали медицинскую компанию «Межрегиональный медицинский центр «Столица» для того, чтобы обеспечивать сервисное сопровождение застрахованным по ДМС.

Наилучший результат при лечении возможен в случае совместных усилий врачей, пациентов, работодателей и страховых компаний. В реальности же их цели прямо противоположны. Цель лечебных учреждений – оказать как можно больше платных медицинских услуг, страховщики вводят ограничения по виду медицинской помощи, количеству процедур и стоимости лечения.  В результате пациент получает не ту медицинскую помощь, в которой нуждается, работодатель — ежегодное 3удорожание страховой программы без улучшения показателей здоровья коллектива. На сегодняшний день в современной медицине существует порочный принцип «заболел — полечим». Ни страховые компании, ни платная медицина, ни даже ОМС не заинтересованы заниматься профилактической работой. Да и сами работники предприятий не уделяют должного внимания своему здоровью по разным причинам: занятость, отсутствие мотивации, отрицательный опыт обращения к врачам, отсутствие медицинских знаний.

Занимаясь организацией медицинской помощи и медицинским ассистансом, мы убедились, что нужно не только лечить заболевания, а предупреждать их возникновение, выявляя и корректируя факторы риска и обучая навыкам здорового образа жизни. Эффективна эта работа только тогда, когда она проводится непосредственно на предприятии. Работникам нет необходимости искать лечебное учреждение, он может получить все необходимые рекомендации и консультации прямо на рабочем месте. Врач после обследования не теряет пациента, а начинает заниматься им сразу после получения результатов, постоянно контролируя, направляя и помогая во всем, т.е. становится его «доверенным врачом». И результат, как правило, не заставляет себя ждать – количество заболевших и больничных листов уменьшается. Вот этот накопленный опыт и многолетнее doctor with patientсотрудничество с ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения РФ  в сфере профилактики заболеваний позволили нам разработать программу «Здоровье на рабочем месте»,  объединяющую профилактическую и лечебную медицинскую помощь и  решающую проблемы всех заинтересованных сторон – работодателя, сотрудника, страховой компании.

 — И так вы создали программу «Здоровье на рабочем месте»?

— Да. Мы создали эту программу, внедрили ее на ряде предприятий в Москве и регионах и уже получили конкретные результаты: снижение показателей заболеваемости персонала в среднем на 20-25%, сокращение затрат на ДМС на 30%. Помимо этого, на предприятиях, где работает программа, повысилась эффективность работы персонала, уменьшилась текучесть кадров и сформировался имидж социально-ответственной компании. Работа в этом направлении оказалась настолько интересной, востребованной и эффективной, что мы выделили ее в отдельное направление, создав с этой целью Институт управления медицинскими проектами. Наша программа — это программа управления здоровьем человека. Ее цели и задачи полностью совпадают с государственной политикой в области охраны здоровья граждан РФ и способствуют снижению смертности лиц трудоспособного возраста и продлению профессионального долголетия.

— А чем вы мотивируете своих врачей?

doctor1— Соответствующей оплатой труда и возможностью повышения квалификации. Мы всячески поощряем заинтересованность врача в конечном результате – оздоровлении вверенного ему коллектива. Поэтому при уменьшении числа случаев заболеваемости зарплата врача увеличивается.

 — Как вы считаете, что движет людьми, которые уже пользуется вашими услугами – только желание сэкономить на потерях от болеющего персонала или что-то еще?

— Программа получает отклик у тех руководителей, которые думают не только об извлечении сиюминутной прибыли, а о долгосрочных перспективах своего бизнеса, о формировании команды профессионалов, и поэтому они не могут не заботиться о здоровье своих работников, считая их своим главным капиталом. Ведь не секрет, что продуктивность здорового сотрудника в три раза выше. Большинство таких руководителей сами являются приверженцами ЗОЖ и содействуют формированию его навыков у своих подчиненных. На таких предприятиях при активной поддержке руководства мы проводим Дни здоровья, Школы ЗОЖ, скрининговые диагностические мероприятия, оздоровительные акции.

journalИ все-таки, в чем основное отличие программы «Здоровье на рабочем месте»?

— Наша программа – не разовая акция, и рассчитана даже не на год, а минимум на 3-5 лет. Эта работа носит системный характер: вначале – обследование всех членов трудового коллектива, затем — создание групп динамического наблюдения или профилактической коррекции, планомерное проведение в каждой группе профилактических мероприятий с индивидуальным консультированием, лечением при необходимости, и обязательно анализ получаемых результатов, в случае необходимости, корректировка направлений работы и дальнейшее динамическое наблюдение. Это непрерывный цикл, цель которого – здоровье целого коллектива.

— Что бы вы могли сказать об уровне этики в российской медицине?

— Я убежден, что пока у нас существует слабая система организации здравоохранения, и с этикой дела будут обстоять не очень хорошо. К сожалению, в медицине тоже бытие определяет сознание. О чем может думать врач при зарплате в 7000 рублей, если ему нужно кормить семью, а страховая медицина предлагает довольно легкий способ заработать на пациенте?

— Это система заставляет его так себя вести?

-Да, к сожалению, существующая система испортила целое поколение врачей.  Медицина — это ремесло, сюда должны идти по призванию. Ведь можно быть отличником в учебе, но если это не твое, то ты навсегда останешься средним врачом. Врач «по 7призванию» не должен думать о хлебе насущном, он должен лечить. И сегодня есть целый ряд талантливых врачей, которые работают за мизерную зарплату, потому что другой жизни для себя они не мыслят.  Это люди профессии. Среди них есть и молодые врачи, но к сожалению, их число не увеличивается.  Нужно платить врачу достойные деньги, обеспечить адекватную базу во всем, тогда и перед разного рода соблазнами можно легко устоять.

— Как вы считаете, какой ценности не хватает в системе?

— Основная ценность — здоровье человека. Его и надо поставить во главу системы.

— Как заставить человека делать свою работу добросовестно? Как вернуть совесть в медицину?

— Система, в которой главная цель — здоровье человека, должна быть понятна и прозрачна. Законы должны работать для человека, работать одинаково для всех, и они должны быть выполнимы. Также важна неотвратимость наказания. Как нельзя торговать некачественным товаром, потому что в этом случае магазин закроют и больше никогда не откроют, как например, в Германии, так нельзя предоставлять и некачественные медицинские услуги. Слишком высока цена – человеческая жизнь.

2— Как вам кажется, предприниматели, которые заботятся о своем здоровье и о здоровье сотрудников, какие реальные шаги могут сделать в своих компаниях в этой области?

 — Нужна программа с врачом, возможно, приходящим, нужен медицинский кабинет, комплексный подход.

—  Как вы относитесь к врачу, который обладает нужными знаниями, является хорошим специалистом в своей области, но при этом движим исключительно мотивацией заработать на пациенте?

 — Если врач мотивирован только на получение денег и его совершенно не волнует результат, даже если при этом он прекрасный специалист, мы с ним расстаемся без сожаления.  Но в нашей компании   заработать на пациенте практически невозможно, у нас нет таких моментов, когда врач может работать только на себя. У нас есть своя определенная специфика деятельности, поэтому такие люди у нас и сами долго не задерживаются. А вот профессионалов мы ценить умеем.

— Олег Петрович, а почему вы занимаетесь этими проектами?

— Мне интересно делать что-то полезное не только для себя, но и для других. Интересно ставить конкретные цели и добиваться реальных результатов. Каждый наш клиент — особенный, не похожий на других, и каждый раз нужно находить что-то новое, эффективное и конкретное. Это и есть движение вперед.  Это жизнь.

Дина Иванова