Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

Состоялась выездная сессия участников проекта «ОПОРА-Созидание» в Иосифо-Волоцкий монастырь

14 декабря 2013 года в Иосифо-Волоцком монастыре Волоколамского района Московской области состоялся семинар, посвященный теме «История и перспективы семейного бизнеса в России». Организаторами мероприятия выступили: проект «ОПОРА-СОЗИДАНИЕ», рабочая группа «Предпринимательство и Православие» ОПОРЫ РОССИИ, Иосифо-Волоцкий монастырь.

Мероприятие открыл с напутственным словом отец Герман, который отметил актуальность и особую важность православных духовно-нравственных ценностей для современного российского предпринимательства. По его мнению, общество будет процветать только в том случае, если все мы научимся ценить наши традиции, развивать и приумножать лучшие практики.

o. German

Далее модератор семинара, Дина Иванова, директор по развитию проекта «ОПОРА-Созидание», отметила, что семинар ориентирован на собственников бизнеса, перед которыми стоят насущные вопросы о создании преемственности поколений в бизнесе.

seminar

Дмитрий Волков, предприниматель из Екатеринбурга, выпускник Бизнес Школы ВШКУ Академии Народного Хозяйства при Президенте РФ, автор монографии «Социально-экономические аспекты управления семейным предпринимательством в Российской Федерации» раскрыл ситуацию семейного бизнеса в мире, отметив, что 70% компаний мира – представители семейного бизнеса. В развитых странах мира на семейные предприятия приходится более 50% ВВП. Именно семейные компании составляют основу экономики большинства европейских стран, а также США и Латинской Америки. «А какой путь выбираем мы? Наша страна имеет огромный, богатейший опыт успешного семейного предпринимательства. И, как известно, еще в царской России существовала традиция передавать из поколения в поколение семейное производство» — отметил Дмитрий Анатольевич.

Volkov

В продолжение темы истории семейного предпринимательства в дореволюционной России, Анна Кобленц-Никифорова, лектор московского Музея Меценатов, Предпринимателей и Благотворителей, рассказала о таких знаменитых династиях российских купцов и предпринимателей как Рябушинские, Морозовы, Абрикосовы, Бахрушины, которые с раннего возраста приучали своих детей к семейному бизнесу, брали их с собой на производство и передавали таким образом свое дело из поколения в поколение, развивая и расширяя его.

Anna

Затем Наталья Салиенко, проректор по науке Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» отметила, что пока в России мало проведено исследований по проблематике семейного бизнеса. При этом даже по тем малочисленным исследованиям, которые были проведены выяснилось, что люди, работающие в семейном бизнесе даже не понимают, что это семейный бизнес, они не могут себя идентифицировать. Также в ходе исследований выяснилось, что в большинстве случаев у детей нет желания участвовать в семейном бизнесе, продолжать дело своих родителей.

3

Далее Дмитрий Волков провел сравнение семейного бизнеса с несемейным, где выяснилось, что в семейной компании эмоции превалируют над рациональностью, не экономические понятия выходят на первое место, а другие категории. Семейному бизнесу больше соответствует понятие «веры», а не «доверия» (до верия) как в обычном бизнесе. Здесь Дмитрий Анатольевич привел пример того, как отец или мать говорят своему ребенку: «Я верю в тебя, у тебя все получится». Из всего этого можно сделать вывод, что пространство веры является фундаментом семейного бизнеса.

Коснувшись вопроса о том, как обстоит ситуация с семейным бизнесом в России на сегодняшний день, Дмитрий Анатольевич привел результаты проведенного недавно исследования среди предпринимателей, которое показало, что большинство владельцев российских семейных компаний планируют продажу своего бизнеса, а не передачу последующему поколению.

В рамках последовавшей дискуссии многие участники пришли к выводу о необходимости возрождения такого понятия как «честь продолжить отцово дело». Именно духовно-нравственные ценности, создание здоровых благополучных семей могут повлиять на развитие семейного бизнеса в долгосрочной перспективе.

uchastniki444