Опора-Созидание
"Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных российских ценностях, осуществляя вклад в духовное возрождение России"

К Дню российского предпринимательства (часть 2). #историидела

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей продолжает вести серию публикаций о дореволюционных предпринимателях, которые подготовлены специально к Дню российского предпринимательства.

Можно ли быть честным в торговле? И возможно ли увеличение прибыли при переходе на более прозрачные принципы ценообразования? Вопрос актуален, не поверите, уже несколько веков. Но одному из русских купцов в XIX веке оказалось по силам ответить на него утвердительно.

До появления ценников в России, да и во всем мире, товары продавались «с запросом», а запрашивали за них сколько придется, ориентируясь на положение, достаток и дотошность покупателя. «Запрашивать больше, чем двойные цены, продавать товары с 30-40% пользы считалось нормальным», — писал в своих воспоминаниях купец Николай Мартемьянович Чукмалдин. Но ему самому такой способ торговли претил. В 1853 году — на много лет раньше, чем Фрэнк Вулворт в Пенсильвании (а именно его официальная теория маркетинга считает создателем ценников) — Чукмалдин помещает на лавке в Тюмени вывеску «Цена без запроса». Устанавливает на товары наценку 20% и крупно выписывает цены на кусках материи.

В затею Чукмалдина не верили даже друзья: «Кто поверит нам, что мы, целые века уверяя наших покупателей в неправде, вдруг в один присест сразу все изменим и скажем ему правду?». Сначала действительно так и было – покупатели по старинке пытались торговаться и, не добившись снижения цены, уходили из лавки. Но новый метод торговли произвел настоящую сенсацию, и молва о нем разошлась по всему уезду. «К концу месяца торговля улучшилась, а потом постепенно расширялась дальше, пока не определилась лучше прежней. Я был героем дня и с гордостью смотрел, как новая система заслуживала между клиентами лавки все больше и больше доверия», — писал Чукмалдин. Прибыли лавки росли, и хозяин лавки был так доволен нововведением, что предложил талантливому приказчику стать его компаньоном.

Впоследствии Н.М. Чукмалдин полностью выкупает мануфактурную лавку и начинает заниматься собственным бизнесом.

Ист. Н.М. Чукмалдин. «Записки о моей жизни».

Источник: Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей